Известно, что в последнее время очень многие российские предприятия столкнулись со сложностями в реализации многих запланированных ИТ-инициатив, и прежде всего – в связи с невозможностью закупать необходимое для этого ИТ-оборудование. Особенно это почувствовали на себе наиболее передовые предприятия, сделавшие ставку именно на технологиях как инструмент развития.
Это новая реальность, и в настоящий момент «истинно правильного» пути нет. Тем не менее, перед отечественными потребителями компьютерных технологий (или эксплуатантам ИТ-инфраструктуры) стоит целый ряд задач, которые необходимо решить как можно скорее.
Первая из них – обеспечить максимальную утилизацию имеющихся вычислительных мощностей: провести соответствующий аудит; оценить имеющийся парк, реальную загрузку и возможность перераспределения; выявить критические значимые процессы и др.
Вторая, защитить эти процессы и данные от критических сбоев в имеющейся аппаратной части.
Третья, гарантировать быстрый ввод/вывод аппаратных мощностей в пул доступных ресурсов.
Наконец, пристальное внимание уделить ПО: определить, какое можно по-прежнему использовать, какое потребует серьезных переработок, а что придется заменить.
Вся эта работа должна носить системный характер и требует создания четкой программы действий. Но, к сожалению, сейчас сделать это не так просто, особенно в «авральном» режиме. Даже обычный ремонт может стать серьезной проблемой, не говоря уже о закупках, как сказано выше. И в настоящий момент изменения в положительную сторону не намечаются.
Что же можно сделать в сложившейся ситуации? Пожалуй, лучший путь сегодня – «накрыть» имеющиеся аппаратные ресурсы «зонтиком» виртуализации. То есть, создать или внедрить правильное облачное решение, представляющее собой совокупность программных систем и организационных методов использования и управления стандартными серверами и СХД.
При правильной реализации, такое решение снимает сразу множество проблем. Прежде всего, кардинально повышается отдача от уже имеющегося оборудования: возрастает время его полезного использования; при этом можно добиться задействования на мощностях, близких к максимальным. Также снижается нерегламентированный простой «железа», а скорость выделения и предоставления ресурсов – растет. Одновременно, правильное «облако» поможет предприятию добиться серьезного сокращения зависимости от сбоев аппаратной части.
Для того, чтобы это стало возможным, необходима разработка соответствующих процедур и регламентов, их быстрого внедрения и утверждения. С одной стороны, на начальном этапе это потребует определенных усилий, а с другой – упростит многие внутренние процессы и добавит «общее количество порядка». Удовлетворённость же бизнес-пользователей от точно и своевременно сделанных в ИТ-инфраструктуру инвестиций будет только усиливаться.
Другой вопрос, что если раньше для создания такого облака внутри организации вариантов было много (это и программно-аппаратные решения от VMWare, и продукты Microsoft, и opensource продукты, и решения российских производителей), то после 24 февраля 2022 года вариантов программного обеспечения, которое можно использовать для создания in-house системы виртуализации, осталось не так много. Называя вещи своими именами, вариант, пожалуй, всего один: теперь нужно использовать KVM и OpenStack – opensource решение, которое действительно позволит и построить «зонтик» виртуализации, и, при этом, не зависеть от санкционной политики стран «партнеров».
Но нельзя не понимать, что даже в этом случае внедрение потребует либо развивать свою собственную экспертизу (а это тем более дорого сегодня, когда времени практически нет), либо привлекать профессиональные сторонние компании. Кроме того, как мы помним, на эксплуатантов будет давить тот же самый вопрос добавления аппаратных ресурсов и ремонта. Я бы рекомендовал второй путь, поскольку хороший партнер может помочь справиться не только с софтовой, но и с аппаратной частью. Но для этого нужны средства. Что же было бы правильно сделать?
Полагаю, что оптимальным был бы путь перемещения (или продажи) своего парка оборудования партнеру, который сумеет его правильно эксплуатировать и у которого уже развернуто облачное решение. Он может взять на себя и предоставление необходимых сервисов, и ремонт, и техническую поддержку передаваемых ресурсов. А, при необходимости, добавлять новые узлы. Таким образом, предприятие как раз получит свое частное облако, но в формате «как сервис». Сегодня это проще, быстрее, надежнее, дешевле.
На практическом уровне, организация, выбравшая этот путь, сможет воспользоваться всеми преимуществами новой виртуальной структуры, а вопросы эксплуатации возьмет на себя другая организация. Более того, заказчику не придется заниматься излишним администрированием, поскольку все необходимые услуги он сможет получать по запросу, и, более того, в рамках SLA.
Таким образом, именно переход на «Частное облако как сервис» если и не панацея, то реальное средство для решения задачи обеспечения эффективности и поддержки работы бизнеса в новых реалиях.
Есть еще один подход, предполагающий использование расширенных возможностей физических ЦОД, перенесенных в виртуальную среду для удовлетворения потребностей отечественных компаний по развитию собственных сервисов – на базе единого пространства для надежного и безопасного хранения данных. Здесь действует единый стандарт предоставления услуг – с опорой на высокоскоростные линии связи на всей территории России, гарантии обеспечения бесперебойной работы бизнес-сервисов заказчика и мн. др. И поскольку специализация компаний, готовых предоставлять подобные услуги, априори требует умения эффективно использовать имеющиеся мощности, то, естественно, что такой партнер и сам будет заинтересован в максимально полном задействовании имеющихся аппаратных ресурсов. Возможно, пришло время именно таких компаний.