5 мая сего года программа ISA (Interoperability Solutions for European Public Administrations – Решения по интероперабельности для государственных органов Европы , http://ec.europa.eu/isa/) Европейской комиссии организовала и провела 5-ую конференцию по семантической интероперабельности в электронном правительстве (см. https://joinup.ec.europa.eu/event/semic-2015-semantic-interoperability-conference), в этом году вместе с Министерством охраны окружающей среды и регионального развития Латвии, председательствующей в Совете Европейского Союза (https://eu2015.lv/). Конференция привлекла около 200 участников из более чем 30 стран, впервые на ней присутствовали специалисты из России.
Конференция позволила автору настоящего поста осознать принципиальные различия информатизации государственного управления в ЕС и РФ:
- Информатизация государственного управления в РФ «прорастает» в регионы сверху-вниз, а в ЕС – снизу-вверх. Имеется в виду, что под регионами мы понимаем в ЕС государства-члены ЕС, а в РФ – субъекты федерации. В первом случае государства-члены обладают значительно бОльшей самостоятельностью, независимостью и возможностями для формирования э-правительства, чем во втором.
- Министерств и ведомств, особенно в центральных правительствах государств-членов ЕС, значительно меньше, чем в РФ, поэтому там нет особой потребности в межведомственном взаимодействии при предоставлении электронных услуг гражданам и бизнесу из-за концентрации государственных функций в меньшем числе ведомств. Поэтому, например, в РФ наиболее успешные реализации э-услуг были у ведомств, услуги которых не требовали взаимодействия с другими ведомствами – МВД, МНС, ФМС. Но это не исключает, что в будущем при реализации цифровой трансформации, т.е. внедрении межведомственного взаимодействия для выполнения государственных функций, отличных от предоставления э-услуг гражданам и бизнесу, может возникнуть потребность в чем-то, похожем на нашу СМЭВ, что, собственно, имеет место в США в виде ISE (www.ise.gov).
- Общим, что есть между подходами в ЕС и РФ, является создание единого реестра услуг органов всех уровней власти и только по той причине, что в РФ в рамках э-правительства не рассматривается пока проблема информационной совместимости (интероперабельности) министерств и ведомств при совместной электронной реализации государственных функций, например, межведомственной антитеррористической деятельности, межведомственной разработки бюджета страны, межведомственной разработки национального плана развития здравоохранения и др.
- Проблема семантической интеграции и, соответственно, интероперабельности, министерств и ведомств всех уровней власти в РФ вообще не рассматривается, хотя именно сегодня она наверняка должна возникнуть в Минэкономразвития при решении проблемы реализации межведомственных надзорно-контрольных функций, которые выполняет, например, Минэкономразвития.
- Другими неизбежными «местами потребления» инструментов реализации межведомственной семантической интероперабельности являются межведомственные проекты Системы распределенных ситуационных центров (СРСУ, ситцентр.рф ) и Национального центра управления обороной РФ (НЦУО РФ, https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальный_центр_управления_обороной_Российской_Федерации). Ну и, конечно, это настоятельно требуется для Интегрированной информационной системы ЕАЭС (ИИС ЕАЭС, http://www.eurasiancommission.org/ru/act/chairman/inftech/Pages/default.aspx ). Прямо скажем, что ЕАЭС концептуально во многом похож на ЕС со всеми вытекающими отсюда последствиями с точки зрения технических и системных решений в области ИТ. И самое главное: надо изучать опыт ЕС в области интероперабельности, тогда со временем, когда кончатся санкции и начнется нормально партнерское сотрудничество, нам проще будет соединить информационные государственные системы ЕС и РФ для образования ЕАЭС, простирающегося от Атлантического до Тихого океана.
Презентации докладов, сделанных на конференции, можно скачать здесь: https://joinup.ec.europa.eu/event/semic-2015-semantic-interoperability-conference