Наверное, уже все привыкли к назойливой рекламе облачных услуг. Навязчивые, давно знакомые аргументы: «Зачем ради стакана молока покупать корову?», «Предоставьте вопросы ИТ-профессионалам, а сами займитесь бизнесом», и остальное в том же духе.
А так ли это? Например, действительно ли облачные системы хранения — такая замечательная и незаменимая вещь?
Что пишут в рекламных проспектах?
Есть несколько стандартных аргументов в пользу облачных услуг.
1. Не нужно делать крупных инвестиций.
Для руководства компании, не связанной с ИТ, порой бывает трудно понять, зачем покупать дорогую систему хранения данных, если «оно само всё и так работает».
Облачные провайдеры дают растянуть разовый платёж во времени. Фактически потребность в СХД никуда не делась, но теперь не нужно платить за всё сразу.
2. Решение кадрового вопроса.
Для компаний, не связанных с ИТ существуют трудности при подборе персонала. Свидетельства о прохождении обучения и сертификаты не дают 100% гарантии, что этот человек подойдёт для работы. Оплачивать обучение, чтобы сохранять уровень экспертизы — это дорого, существует риск что сотрудник уйдет, а экспертизы по удержанию таких людей у компании нет, нет и понимания рынка такого труда.
Облачный провайдер имеет больше навыков в области работы с ИТ-персоналом, ведь он продаёт в том числе и знания своих специалистов.
3. «Доступ из любой точки земного шара».
Предполагается, что облачный провайдер должен поддерживать стабильную связь с внешним миром, позаботиться о резервировании и других мерах отказоустойчивости.
А на деле?
1. Да, клиенту не нужно приобретать СХД. Однако в сумму оплаты услуг входят прибыль и налоги облачного провайдера, расходы на его офис, персонал и другие траты.
Говорить о том, что облачное хранилище удивительно выгодно и дёшево — значит, вводить в заблуждение. Это может быть выгодно только при некоторых условиях, например, есть эпизодическая потребность в увеличении объёма.
2. Персонал локального ИТ-департамента может быть проверен службой безопасности. Вряд ли облачный провайдер даст добро на процедуру проверки своих сотрудников, пусть даже дело ограничится беседой с представителем СБ.
Дополнительные меры, такие как шифрование дисковых разделов, не дают 100% гарантии, если данные размещаются на чужом оборудовании и чужой площадке. В любом случае, шифрование — это уже вторая линия обороны.
Помимо лояльности встаёт вопрос квалификации. В не облачной организации системный администратор развивается вместе с ИТ-инфраструктурой работодателя. Но где взять уверенность, что облачный провайдер имеет в штате специалистов нужного уровня, а не «арендует» чей-то «левый» сертификат, и в нужную минуту все нужные люди окажутся на рабочих местах? А личные качества, в первую очередь добросовестное отношение к работе — это клиент не может проконтролировать никак.
3. Самое слабое звено облачных систем — доступ через Интернет до удалённого хранилища. Расширять полосу пропускания — это дорого, и не все Интернет-провайдеры способны это сделать. Можно организовать выделенный канал до провайдера или точки обмена, но это может быть дорого и небыстро. В целом плохие каналы связи — это тот самый стоп-фактор, обойти который пока не получается, особенно в регионах.
Открытым остаётся и вопрос резервного копирования. Как, куда и с какой долей ответственности делаются резервные копии — на деле может оказаться как в песенке «Всё хорошо, прекрасная маркиза… а в остальном хорошо».
Поэтому всем клиентам облачных услуг, особенно облачных хранилищ, советуют не рассчитывать на бэкап провайдера, а делать резервные копии своих данных самостоятельно. Это можно делать и в пределах контура провайдера, но физически в другой ЦОД с другими каналами доступа. Если ЦОД у провайдера один, то резервные копии лучше делать в ЦОД заказчика, с учётом тех самых проблемных каналов связи, о которых шла речь выше.
А что же производители СХД?
Вендоры СХД отнюдь не оставались в роли безучастных наблюдателей. За последнее десятилетие ситуация сильно изменилась. Производители локальных систем сумели хорошо приспособиться к текущей рыночной ситуации.
1. Стоимость систем хранения данных уже не является стоп-фактором. Во-первых, клиенты всё чаще вместо покупки заключают договор аренды, иногда с последующим выкупом. За счёт того, что не приходится оплачивать все накладные расходы и прибыль облачного провайдера, зачастую такая аренда выходит дешевле облака.
Если говорить про дополнительные затраты — сейчас производители стараются свести к минимуму стоимость владения, минимизируя количество платных опций в функционале, предлагая все сразу.
2. Построение системы хранения уже не является прерогативой узкого круга дорогостоящих специалистов. Разработчики СХД помимо интуитивно понятных веб-интерфейсов снабжают свои системы развитой системой помощи и хорошей документацией. Специалисту достаточно знать терминологию и принципы построения, чтобы освоить по учебным материалам новую систему хранения. Кроме чисто технических средств, часть вендоров включает сервисы по настройке оборудования, интеграции с инфраструктурой заказчика и полным сопровождением в дальнейшем, обеспечивая движение к zero administration.
3. Построение каналов связи так, чтобы доступ потребителей извне организации был постоянным – это по-прежнему задача, которую нужно решать в своем ЦОДе самостоятельно, но одним из вариантов является построение частного облака у провайдера с выносом туда аналогичной СХД.
Можно ли хранить у себя, как в облаке
Многим привлекательным моментам облачные хранилища обязаны распределенным файловым системам и программно-определяемая сетям хранения (software-defined storage, SDS). Тем не менее, обычно их функционал и надежность несколько хуже СХД уровня enterprise и это обычно отражено в SLA, которые провайдер транслирует заказчику.
Гибкая архитектура некоторых СХД позволяет быстро наращивать нужный объем. Например, поставка InfiniBox может включать услугу «Ёмкость по требованию», когда клиенту поставляется определённая ёмкость, но по факту он обладает гораздо большим пространством для хранения. Для расширения достаточно лицензировать больший объем.
Ещё один важный момент — ‘zero administration’, когда система уже поставляется в рабочем состоянии. Тот же InfiniBox приходит к заказчику в виде собранной стойки, где все компоненты уже смонтированы и настроены. Специалистам заказчика нужно только подключить СХД к своей инфраструктуре.
Подведём небольшие итоги
Не так уж важно, по какой модели предоставляются услуги, важно на базе каких решений это организовано.
Если вендор оборудования применяет новейшие методы построения СХД и предоставляет удобные варианты сервиса — это позволяет развивать ИТ без особых проблем.