Минпромторг подготовил проект постановления Правительства об объединении реестров российской промышленной и радиоэлектронной продукции. Цель – упростить процедуру подтверждения российского происхождения товаров. Принадлежность к реестру открывает производителям доступ к господдержке, в том числе к госзаказу.
Безусловно, объединение реестров – необходимый шаг. Но недостаточный. Чтобы реестр был действенным инструментом обеспечения технологической независимости, государству необходимо принять ряд мер по упрощению вхождения разработчиков в реестр и поддержке бизнеса в условиях санкций.
Сегодня внесение продукции в реестр – процедура достаточно сложная. Я бы сказал, перенасыщено сложная. Например, для того чтобы внести изделие в реестр радиоэлектронной продукции, нашей компании необходимо собрать и подать комплект из более чем 100 документов – от юридических до технических. Порядок предоставления документов определен приказом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. №52 от 30.05.2018. А если реестров несколько, то процедура внесения продукции усложняется в разы. Ее необходимо упростить.
Реестры российской продукции являются объектом пристального изучения за рубежом для последующего внесения компаний и персонально руководителей в санкционные списки. Получается палка о двух концах: хочешь участвовать в тендерах по госконтрактам – вноси свою продукцию в реестр, внес – будь готов к санкциям. Но всем известно, что присутствие в санкционном списке серьезно усложняет процессы логистики. Как следствие, производители не спешат внести свои продукты в реестр. Это проблема, к решению которой должно подключиться государство. Оптимальным выходом видится создание «логистических хабов» – компаний, которые будут консолидировать и реализовывать заказы разработчиков на приобретение материалов и комплектующих за рубежом. Пока не всё необходимое для разработки «железа» производится в России, надо максимально обезопасить российских производителей от западных санкций.
Недостатки регулирования приводят к тому, что на рынок не приходят востребованные товары, или приходят в недостаточном количестве.
Разработчик, которой хочет внести свою продукцию в реестр, не всегда может это сделать. Препятствие – формальные критерии балльной системы оценки «российскости» изделий. Из-за нехватки российских компонентов разработчики вынуждены применять импортные. В результате, не всем изделиям удается преодолеть минимальный порог балльной системы и войти в реестр.
Невозможность участвовать в госконтрактах сказывается на выручке компании, она не направляет необходимых средств на развитие своих изделий. Заказчики не получают нужную им надежную технику, отрасль теряет разработчика, который стремится производить такую технику и готов ее развивать, заменяя импортные компоненты российскими по мере их появления на рынке.
Такое положение дел вынуждает разработчиков добавлять в свои изделия российские компоненты, которые не обязательны для функционирования изделия, но принесут ему дополнительные баллы и обеспечат попадание в реестр. Как следствие, возникают, например, такие истории, как с мониторами LightCom. Систему балльной оценки необходимо оптимизировать.
Государственные гарантии, которые реализуются, в том числе, с помощью госреестров, пока недостаточны для стимулирования отечественного производства в нынешней геополитической ситуации. Надеемся, что следующими шагами государства станут совершенствование оценочной системы и поддержка закупочных процессов.
Фото предоставлено пресс-службой компании ИВК