Эта фраза из «Пикника на обочине» братьев Стругацких. И она относится в том числе и к цифровизационной пандемии, охватившей в последнее время прогрессивное человечество. До неё казалось, что человечество в целом — слишком стационарная система, ее ничем не проймешь (это тоже Стругацкие). Но вот появилась огромная армия адептов цифровизации в самых разных, социальных слоях общества вплоть самого верха. И каждый видит в этом возможность решения своих конкретных задач, причём задачи эти весьма разные.
Разумеется, как и было обещано, цифровизация должна была упростить бизнес-процессы, снизить уровень бюрократии и сократить количество чиновников. И если с первыми двумя, вроде бы, неплохо, то с последним, похоже, пока не получилось. Опять же из-за локальных задач. Но мы, собственно, не об этом.
Оказывается, если раньше человечество становилось только умнее, рассчитывая только на интеллект своих членов, то сегодня ученые приходят к неутешительному выводу – уровень IQ людей начинает уменьшаться. Уменьшается и запас знаний, набираемый человеком туда, где находится этот самый IQ. И вот уже многие люди в самом расцвете сил практически ничего не знают об истории, литературе или великих мыслителях прошлого и настоящего. И это только в нашей, когда-то самой читающей стране мира.
С другой стороны, мы потребляем огромное количество информации, но если мозг ее не прорабатывает, не встраивает в существующие системы знаний, то она пролетает из одного уха в другое. В результате развивается что-то вроде нажитой информационной дебильности. Парадокс в том, что технологии развиваются со стремительной скоростью и становятся все более и более умными, делая ненужными соответствующие умения людей. Подобный конвейер по производству дураков не может не пугать тех, кто думает о будущем и трезво оценивает происходящее. Как пелось в известной песне, «на дурака не нужен нож – ему с три короба наврёшь и делай с ним, что хошь».
Что бы ни говорили, цифровизация ведёт к увеличению разрыва между развитыми и развивающимися странами. Очевиден рост безработицы из-за исчезновения профессий благодаря той же роботизации. Термин «цифровое рабство» означает не только зависимость от гаджетов, но и уязвимость перед тем, кто может завладеть персональными данными граждан. Разумеется, это можно запретить, но нельзя предотвратить, ибо жалеющие имеются, и запреты их не останавливают.
Вполне логичным кажется возникновение концепции цифрового кредита доверия — универсального механизма, развиваемого в Китае, позволяющего взять цифровое общество под полный контроль. Во-первых, не стоит надеяться, что все это ограничивается лишь Китаем. Во-вторых, произойдёт это добровольно и с песней, ибо гражданам предложат взамен что-нибудь выдающееся. Например, стать той самой кухаркой, что якобы будет управлять государством.
«Опасное дело — убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав ему одновременно и его величия. Не менее опасно — убедить в величии, умолчав о низменности. Еще опаснее — не открыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Но поистине благотворно показать обе стороны». Это давным-давно сказал Блез Паскаль.
Меж тем разрастается мировой экономический кризис, в связи с чем существует два пути преодоления кризиса перепроизводства и потребления и обеспечения дальнейшего развития капитализма. Первый — перестроить социальные отношения в интересах общества и второй — перестроить эти отношения за счёт общества. Разумеется, при монополистическом капитализме возможен только второй вариант. Он, весьма вероятно, и запущен через механизм создания глобального шока — искусственной пандемии коронавируса.
Говорят, создание мощной «внешней угрозы» выгодно мировой олигархии для того, чтобы подавить всевозможные механизмы и институты демократии, мешающие установке в мире системы тотального господства через внедрение цифровых технологий управления людьми. Конспирологических теорий на сей счет существует немало. Да и противостоять этому процессу путём сопротивления цифровизации как технологическому процессу вряд ли возможно. Ведь, вроде бы, всё логично – мол, это просто очередной виток развития технологий. И заодно человеческой цивилизации.
Однажды в своей статье «Мы – англосаксы» Марк Твен (он же Сэ́мюэл Ле́нгхорн Кле́менс, кто не знает — известный американский писатель XIX-XX веков) иронично заметил: «Мы, англичане и американцы, — воры, разбойники и пираты, чем и гордимся». В каждой шутке, как говорится, есть только доля шутки. Но это «они».
А вот мы. — Если каждый человек сможет участвовать в управлении, что же мы науправляем? Как только все люди поймут основу своего «я» и самоидентифицируются, управлять ими, то есть манипулировать, будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемы, когда имеют знания. Так говорил на недавнем бизнес-форуме глава Сбербанка Герман Греф. С одной стороны, вроде бы занятное откровение одного из передовиков цифровизации расползлось по просторам Интернета. А, с другой, — это так и есть, потому что люди действительно противятся манипулированию, и для управления ими следует подавить их знания (и это, кстати, наблюдается) и усилить мониторинг их деятельности (что во время разгула вируса чрезвычайно усилилось).
Или вот, к примеру, как только Никита Михалков в своей телепередаче коснулся конспирологических теорий по поводу будущего манипулирования человечеством, как получил такую волну обвинений, что граждане могли подумать – эта волна неспроста. Иначе говоря, как было написано в разделе «Нарочно не придумаешь» журнала «Крокодил» 50 лет назад, «в своей речи директор колхоза сумел задеть доярок за живое, после чего надои резко увеличились». Короче говоря, людям ещё больше показалось, что всеобщая цифровизация может сценарий, описанный почти 50 лет назад в книге небезызвестного Збигнева Бжезинского «Технотронная эра», где он предрекал наступление так называемой технотронной эры, завершающей индустриальную эпоху, и делал ряд интересных прогнозов на будущее.
Национальные государства, по его прогнозам, в течении ближайших десятилетий будут терять политический вес. Будет усилен контроль и управление над населением при помощи новых технологий в области электроники и биохимии. Технотронная эра создаст транснациональную элиту, озабоченную мировыми проблемами, со своим языком межнационального общения, единой информационной средой, единой культурой.
И вот свежая иллюстрация к написанному. В феврале губернатор Невады Стив Сайсолак предложил законопроект, который позволит технологическим компаниям создавать «правительства», обладающие полномочиями округов (единица административного деления штата в США), включая введение налогов, формирование отделов образования и мировых судов, а также оказание гражданам «госуслуг».
Кстати, в книге Бжезинский говорит о людских «массах» как о неодушевленных предметах «В то же время возрастут возможности социального и политического контроля над личностью. Скоро станет возможно осуществлять почти непрерывный контроль за каждым гражданином и вести постоянно обновляемые компьютерные файлы-досье, содержащие помимо обычной информации самые конфиденциальные подробности о состоянии здоровья и поведении каждого человека». «Соответствующие государственные органы будут иметь мгновенный доступ к этим файлам (ничего не напоминает?). Власть будет сосредоточена в руках тех, кто контролирует информацию. Существующие органы власти будут заменены учреждениями по управлению предкризисными ситуациями, задачей которых будет упреждающее выявление возможных социальных кризисов и разработка программ управления этими кризисами». «Это породит тенденции на несколько последующих десятилетий, которые приведут к технотронной эре — диктатуре, при которой почти полностью будут упразднены существующие ныне политические процедуры (очевидно, выборы). А если заглянуть вперед, то появится возможность биохимического контроля за сознанием и генетические манипуляции с людьми, включая создание существ, которые будут не только действовать, но и рассуждать как люди» (тут и Илон Маск со своими нейроинтерфейсами будет весьма кстати).
В одной из глав «Технотронной эры» объясняется, как развитие новых технологий повлечет за собой интенсивную конфронтацию, а также нагнетание социальной и международной напряженности. Вывод же после прочтения книги Бжезинского один – готовится новая эпоха, эпоха технотронной эры тотального контроля за человеком и его разумом введение электронных чипов под кожу человека сделает контроль над человеком стопроцентным, религию и совесть заменит страх и контроль это неизбежно приведет к кризису нравственности к стиранию грани добра и зла с последующим созданием касты господ хозяев и их рабов.
Пожалуй, всё это будет пожёстче, чем «1984» Джорджа Оруэлла. Вы скажете — опять выдумки про заговоры. Однако «ни один нормальный человек не верит в теорию заговоров, пока не становится её частью». Это сказал бывший глава МВФ Доминик Стросс-Канн, который, кто помнит, после озвученного им желания разобраться с мировой финансовой системой, зачем-то побежал в отеле за темнокожей уборщицей, после чего попал под суд и во все мировые СМИ. В общем, он знает, что говорит.
Кстати, именно проведённые выше предложения Бжезинского, поддержанные в 1972 году одной из влиятельнейших транснациональных структур – Бильдербергским клубом, привело к созданию в 1973 году по инициативе Дэвида Рокфеллера «Трёхсторонней комиссии», призванной консультировать и направлять ведущие мировые державы к «правильному» будущему. Вошёл, естественно, в «Трёхстороннюю комиссию» и Збигнев Бжезинский, являвшийся с 1973 по 1976 год её исполнительным директором. И, как говорил Никита Сергеевич Хрущёв — цели известны, задачи поставлены, за работу, товарищи…
И они работают. Очевидно, можно много раз упрекать обеспокоенных судьбой страны людей в увлечённости конспирологией, теорией заговора и т.п., пытаясь подать их обществу как маргиналов или «ненаучных фантастов», но почему за красивыми и объективно правильными словами про цифровизацию торчат уши идеологов технотронной эры? Почему всё время получается так, как у них там написано?
Вот уже есть цифровые пропуска, мириады видеокамер, системы распознавания лиц, приложения для слежки за передвижением граждан. Год назад ГД РФ приняла законопроект о едином федеральном информационном регистре населения (ЕФИР), по которому сведения о каждом человеке из разных ведомств будут интегрированы в единую базу данных. И ведь никто не гарантирует, что эта качественно новая «информационная власть», начиная с Невады, будет находиться в руках наших (ну, или, скажем так, «условно наших»), а не зарубежных элит. Воистину, всякая власть исходит от народа и никогда уже к нему не возвращается. Это Габриэль Лауб.
В общем, дело не в цифровизации и не в техническом прогрессе, а во имя чего его используют. Ну а некоторая доля оптимизма остаётся благодаря ещё одной фразе Стругацких из «Пикника на обочине»: «Придумать можно всё, что угодно. На самом деле никогда не бывает так, как придумывают.»