Хотя Москва стала лидером рейтинга ООН по индексам оказания госуслуг в цифровом виде, обогнав 40 мировых столиц, России, как и многим странам Европы, еще предстоит долгий путь совершенствования. Уже сейчас ясно, что основные усилия требуется направить на повышение качества и надежности общественных онлайн-сервисов. В связи с этим важно сфокусировать работу на разработке эффективной ИТ-инфраструктуры, т.к. в государственном ИТ-секторе многим еще есть куда расти. В ряде стран это стало очевидно после того, как серверы служб здравоохранения не смогли справиться с нагрузкой множества запросов от встревоженных граждан на тему коронавируса. В России недавно также произошла подобная ситуация, когда у пользователей возникли затруднения с доступом к порталу государственных услуг после объявления президента о возможности оформления ряда выплат, в том числе на содержание детей. Чтобы избежать повторения таких ситуаций, и подготовиться к подобным им в будущем, мы можем обратиться к примеру Германии, где уже сейчас четко видно, где и как именно стоит применить технологический подход.
Цифровой администрации требуется современная ИТ-инфраструктура
В эпоху удаленной работы и ограниченных контактов между людьми цифровое администрирование важно, как никогда. Чтобы правильно его построить, нужны четкие и адекватные технологические требования.
Коронавирус, так или иначе, затронул всех. В конце февраля сервер Института Роберта Коха (ФРГ) быстро оказался перегружен запросами граждан о коронавирусе. Такие случаи наглядно показывают, как в беспрецедентных ситуациях государственному сектору требуется гибкая и сильная ИТ-инфраструктура, чтобы в любое время обеспечивать граждан информацией и услугами. Во многих странах Европы пользователи уже могут сменить регистрацию по месту жительства после переезда или запросить новое удостоверение личности, свидетельство о рождении и помощь по уходу за ребенком в режиме онлайн. Однако во многих аспектах государственных услуг диджитализация остается в зачаточном состоянии.
Средний темп цифровизации
По данным исследования Еврокомиссии о работе электронного правительства, лидером среди Европейских стран стала Мальта, опередив Эстонию и Австрию. В этих странах граждане могут получить практически любую госуслугу в режиме онлайн. Что касается Германии, то она оказалась в середине списка. Отчет организации Competence Centre Public IT показал, насколько ФРГ отстает от лидеров. Полностью электронными в 2019 году были только 19% услуг, а большинство жителей страны хотели бы большей диджитализации (по данным опроса Bitkom). Закон об онлайн-доступе (OZG) открыл для этого возможности с политической точки зрения, обязав органы власти предоставлять 575 услуг онлайн к 2022 году.
Необходимость развитой инфраструктуры данных
Перед государственными органами многих стран стоит непростая задача. С одной стороны им требуется стать более цифровизированными, а с другой — более ответственно обращаться с данными граждан. Хорошим способом ускорить цифровизацию может стать более тесное сотрудничество между регионами. Однако этого можно достичь только при наличии подходящей инфраструктуры. Система управления данными в этом процессе играет решающую роль: оно должно позволять органам власти быстро и безопасно передавать данные вне зависимости от их местоположения. Это значит, что данные должны быть доступны в нужное время в нужном месте и в соответствии с законодательством о защите информации.
Расширение работы с облаком
В то же время, стоит рассмотреть возможности переноса в облака информации, не требующей защиты, если это позволено законом. Публичные облачные сервисы, такие как Microsoft Azure, Amazon Web Services (AWS) и Google Cloud Platform (GCP), открывают возможности расширения масштаба при необходимости. Помимо этого, облако позволяет поддерживать работу порталов государственных органов, что подойдет, например, для информирования граждан органами правопорядка. Облачный хостинг снижает затраты на поддержку таких порталов. С помощью платформы управления данными, связывающей облако и дата-центр компании, данные, которые требуют дополнительной защиты, можно будет безопасно переносить в любое время. Однако такой подход к работе с гражданами сработает только при наличии современной ИТ-инфраструктуры.