Сергей Щербина: Лоскутное одеяло разработки

Щербина Сергей, заместитель генерального директора Esri CIS

Щербина Сергей, заместитель генерального директора Esri CIS
Щербина Сергей, заместитель генерального директора Esri CIS

Часто можно слышать, что современная экономика глобальна. В глобальной экономике компоненты создают в разных странах, затем – собираются воедино. Это касается не только ГИС, но и электроники, и машиностроения, и всего, что угодно. Что это означает применительно к ИТ-рынку, и к геоинформационным технологиям в частности? Насколько сегодня правомерно говорить об американском, китайском, российском ПО?

Технология ГИС помогает решить самые разные задачи – от ликвидации последствий стихийных бедствий до маркетинга и управления имуществом. ГИС – это комплекс, который состоит из программных технологий, «железа», контента, компетенций специалистов, которые его создают и обслуживают. Понятно, что есть международные компании, выпускающие первоклассное программное обеспечение, которое заказчик может внедрить у себя, и оно будет работать. Но есть и российские компании, также занимающиеся разработкой своего ПО. Проблема в том, что многие из них «сидят» в своей нише – ограниченность достаточно молодого российского рынка, сравнительно небольшой опыт работы с разными заказчиками и типами задач ограничивают функционал продуктов; чрезвычайно затруднительным оказывается в результате и создание универсального, полнофункционального продукта, который можно представить на широком рынке. Создавать продукт «с нуля», не учитывая существующих наработок, – это потеря времени и денег. Чтобы такой продукт появился, нужны (помимо тех самых средств и времени) клиентская база со своими потребностями и запросами, направляющими развитие продукта, а также компетенции, полученные при работе с лучшими мировыми продуктами в разных сферах, как «проприетарными», так и Open Source. Объединение лучшего из существующего на рынке, плюс собственные мозги и подготовка, и позволяют сделать такой продукт.

Именно так и происходит в мире сегодня. Любые серьезные системы создаются международными командами, работающими в разных странах и приносящими что-то свое в общую копилку знаний и кода. Поэтому страна «происхождения» продукта — это не более, чем марка, ведь над его созданием (если говорить о лучших решениях) работают команды, находящиеся в разных странах. Сегодня «made in» – только бренд, а предлагаемое решение на самом деле представляет собой аккумулированные лучшие мировые технологии, и российские – в том числе. Пример из мира ГИС – лучшие аналитические приложения программной платформы ArcGIS пишутся в Новосибирске российской компанией. И эти аналитические модули давно являются составной частью глобального продукта ArcGIS.

Для потребителя важно, чтобы приоритет к отечественным разработкам не приводил к сносу существующего, уже хорошо работающего решения. По сути, целью отечественно бизнеса должно являться не «импортозамещение», а «импортодополнение» — когда те продукты, в создание которых уже вложены деньги (и в первую очередь зарубежным производителем, который работал над созданием и развитием продукта долгие годы), совершенствуются и дорабатываются с учетом наших, российских условий, особенностей и потребностей. Часто такое усовершенствование способны реализовать именно российские команды, близко знакомые с потребностями своих заказчиков, например, создать актуальные карты и наборы данных для ГИС, модули, учитывающие особенности рынка, законодательства и так далее. Более того, именно такой путь напрямую ведет к выходу на международные рынки – и для уже известных бизнесов, и для стартапов.

Второе, на что сегодня может ориентироваться бизнес при выборе поставщика или исполнителя проекта, – привлечение на российском рынке таких команд, которые обладают достаточным опытом для реализации проекта. Руководители бизнеса не имеют права думать только о сегодняшнем дне – им нужно четко продумывать, как будет развиваться их бизнес через два года, пять, десять лет. Таким образом, исходя из этого и стоит выбирать то или иное ИТ-решение: анализировать его функционал, возможности расширения и развития, получения качественной техподдержки в России сегодня, через год, через пять лет. И, конечно, не забывать о полноте использования тех возможностей, которые уже заложены в используемом в организации решении.

Еще один вопрос, который волнует многих: насколько проблему решает Open Source, «ПО с открытым кодом». Не говоря здесь о функциональных возможностях таких продуктов, стоит обратить внимание на несколько важных аспектов, которые, как ни странно, часто не замечают. Во-первых, продукты Open Source распространяются на условиях, прописанных в лицензии. И хотя эти лицензии бесплатны, они четко описывают, что может и чего не может делать пользователь, в том числе, налагают на него те или иные обязательства, связанные с модификацией и способами использования кода (например – предоставлять свободный доступ к модифицированному коду). Готов ли заказчик соблюдать ВСЕ условия лицензии на открытое ПО, в том числе, «открывать» производные продукты?
Во-вторых, крупные Open Source проекты, так же, как и проприетарное ПО, создаются международными командами разработчиков, причем крупные проекты, в том числе, в области ГИС, поддерживаются некоммерческими партнерствами и ассоциациями, как правило зарегистрированными в какой-то определенной стране (чаще всего – в США, например, такие проекты, как PostgreSQL, Apache, GeoServer и др.). Наконец, следует отметить, что «Открытый код» и «Открытые стандарты» – не одно и то же: «открытый код» – это способ разработки, не более того, в то время как открытые стандарты – это способ обеспечить долгосрочное развитие и совместимость продукта, то есть гарантировать его ценность для пользователя.

Таким образом, бизнесу необходимо научиться задействовать уже существующий функционал ИТ-решений максимально. А для этого необходимо обучать персонал (и пользователей, и внедренцев) и быть готовыми использовать ИТ-технологии как рычаг для модернизации и повышения эффективность бизнеса.

Добавить комментарий

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку