Часто можно слышать, что современная экономика глобальна. В глобальной экономике компоненты создают в разных странах, затем – собираются воедино. Это касается не только ГИС, но и электроники, и машиностроения, и всего, что угодно. Что это означает применительно к ИТ-рынку, и к геоинформационным технологиям в частности? Насколько сегодня правомерно говорить об американском, китайском, российском ПО?
Технология ГИС помогает решить самые разные задачи – от ликвидации последствий стихийных бедствий до маркетинга и управления имуществом. ГИС – это комплекс, который состоит из программных технологий, «железа», контента, компетенций специалистов, которые его создают и обслуживают. Понятно, что есть международные компании, выпускающие первоклассное программное обеспечение, которое заказчик может внедрить у себя, и оно будет работать. Но есть и российские компании, также занимающиеся разработкой своего ПО. Проблема в том, что многие из них «сидят» в своей нише – ограниченность достаточно молодого российского рынка, сравнительно небольшой опыт работы с разными заказчиками и типами задач ограничивают функционал продуктов; чрезвычайно затруднительным оказывается в результате и создание универсального, полнофункционального продукта, который можно представить на широком рынке. Создавать продукт «с нуля», не учитывая существующих наработок, – это потеря времени и денег. Чтобы такой продукт появился, нужны (помимо тех самых средств и времени) клиентская база со своими потребностями и запросами, направляющими развитие продукта, а также компетенции, полученные при работе с лучшими мировыми продуктами в разных сферах, как «проприетарными», так и Open Source. Объединение лучшего из существующего на рынке, плюс собственные мозги и подготовка, и позволяют сделать такой продукт.
Именно так и происходит в мире сегодня. Любые серьезные системы создаются международными командами, работающими в разных странах и приносящими что-то свое в общую копилку знаний и кода. Поэтому страна «происхождения» продукта — это не более, чем марка, ведь над его созданием (если говорить о лучших решениях) работают команды, находящиеся в разных странах. Сегодня «made in» – только бренд, а предлагаемое решение на самом деле представляет собой аккумулированные лучшие мировые технологии, и российские – в том числе. Пример из мира ГИС – лучшие аналитические приложения программной платформы ArcGIS пишутся в Новосибирске российской компанией. И эти аналитические модули давно являются составной частью глобального продукта ArcGIS.
Для потребителя важно, чтобы приоритет к отечественным разработкам не приводил к сносу существующего, уже хорошо работающего решения. По сути, целью отечественно бизнеса должно являться не «импортозамещение», а «импортодополнение» — когда те продукты, в создание которых уже вложены деньги (и в первую очередь зарубежным производителем, который работал над созданием и развитием продукта долгие годы), совершенствуются и дорабатываются с учетом наших, российских условий, особенностей и потребностей. Часто такое усовершенствование способны реализовать именно российские команды, близко знакомые с потребностями своих заказчиков, например, создать актуальные карты и наборы данных для ГИС, модули, учитывающие особенности рынка, законодательства и так далее. Более того, именно такой путь напрямую ведет к выходу на международные рынки – и для уже известных бизнесов, и для стартапов.
Второе, на что сегодня может ориентироваться бизнес при выборе поставщика или исполнителя проекта, – привлечение на российском рынке таких команд, которые обладают достаточным опытом для реализации проекта. Руководители бизнеса не имеют права думать только о сегодняшнем дне – им нужно четко продумывать, как будет развиваться их бизнес через два года, пять, десять лет. Таким образом, исходя из этого и стоит выбирать то или иное ИТ-решение: анализировать его функционал, возможности расширения и развития, получения качественной техподдержки в России сегодня, через год, через пять лет. И, конечно, не забывать о полноте использования тех возможностей, которые уже заложены в используемом в организации решении.
Еще один вопрос, который волнует многих: насколько проблему решает Open Source, «ПО с открытым кодом». Не говоря здесь о функциональных возможностях таких продуктов, стоит обратить внимание на несколько важных аспектов, которые, как ни странно, часто не замечают. Во-первых, продукты Open Source распространяются на условиях, прописанных в лицензии. И хотя эти лицензии бесплатны, они четко описывают, что может и чего не может делать пользователь, в том числе, налагают на него те или иные обязательства, связанные с модификацией и способами использования кода (например – предоставлять свободный доступ к модифицированному коду). Готов ли заказчик соблюдать ВСЕ условия лицензии на открытое ПО, в том числе, «открывать» производные продукты?
Во-вторых, крупные Open Source проекты, так же, как и проприетарное ПО, создаются международными командами разработчиков, причем крупные проекты, в том числе, в области ГИС, поддерживаются некоммерческими партнерствами и ассоциациями, как правило зарегистрированными в какой-то определенной стране (чаще всего – в США, например, такие проекты, как PostgreSQL, Apache, GeoServer и др.). Наконец, следует отметить, что «Открытый код» и «Открытые стандарты» – не одно и то же: «открытый код» – это способ разработки, не более того, в то время как открытые стандарты – это способ обеспечить долгосрочное развитие и совместимость продукта, то есть гарантировать его ценность для пользователя.
Таким образом, бизнесу необходимо научиться задействовать уже существующий функционал ИТ-решений максимально. А для этого необходимо обучать персонал (и пользователей, и внедренцев) и быть готовыми использовать ИТ-технологии как рычаг для модернизации и повышения эффективность бизнеса.