Об информационных технологиях принято говорить, что они «повышают эффективность», «обеспечивают развитие», «автоматизируют усложняющиеся процессы». И это действительно так, ведь именно с этой целью они и разрабатываются. Но в жизни часто периоды роста сменяются спадом, быстрое расширение бизнеса – необходимостью сокращать издержки, а вместо выхода на новые рынки приходится корректировать бизнес-планы по «пессимистическому сценарию». ИТ же должны быть в состоянии поддерживать бизнес независимо от того, направлен вектор экономики вверх или вниз. Географический бизнес-анализ является именно такой технологией: об этом свидетельствует опыт ее использования самыми разными компаниями на протяжении последних полутора десятков лет.
Как самостоятельное направление геоинформационных технологий, географический бизнес-анализ начал активно развиваться в начале «нулевых» годов. Именно тогда были предложены основные концепции и созданы первые продукты, в которых эти идеи оказались реализованы, и появились крупные клиенты из сферы ритейлового, страхового и банковского бизнеса. Тогда рост мировой экономики стимулировал широкую региональную экспансию на всех уровнях: от местного (внутри города, района) – до глобального (выход в новые страны и континенты). ГИС оказался очень эффективной технологией для численной оценки потенциала локальных рынков как в целом, так и в окрестностях каждой будущей торговой точки, отделения банка или филиала транспортной компании. При этом аналитический инструментарий ГИС уже в то время позволял одновременно учитывать множество географически обусловленных факторов, то есть таких, которые можно описать в терминах «близко–далеко», «находится в зоне n-минутной доступности пешком или на машине», «попадает в область притяжения объекта x» и т.п. Например, в ГИС для каждой точки или области на карте можно рассчитать, сколько покупателей окажутся в зоне пятнадцатиминутной пешей доступности или каков уровень конкуренции в данном регионе, какая доля клиентов может быть «оттянута» уже работающими в данной зоне торговыми предприятиями. Наконец, что также очень важно, результаты анализа можно отображать в виде достаточно простых для восприятия карт, где цветовыми зонами, знаками и другими интуитивно понятными способами показывается все, что требуется знать об интересующей предпринимателя территории.
Когда в 2008 году экономика большинства стран оказалась в кризисе, и для значительного числа компаний более актуальными стали не задачи развития и выхода на новые рынки, а снижение издержек и сокращение неэффективных активов, стало быстро понятно, что ГИС крайне эффективны и для решения таких задач. С помощью тех же данных, инструментов анализа и карт можно проводить категоризацию уже существующих объектов и территорий, и оценивать их потенциал и перспективу. Использование технологии позволяет отделить временные и поддающиеся корректировке факторы, влияющие на эффективность (например, неудовлетворительное качество управления конкретным магазином), от системных (плохая транспортная доступность или просто слишком маленькое число жителей на данной территории). Такой анализ давал серьезную базу для принятия управленческих решений относительно того, что делать с конкретным объектом: изменить его формат, перенести на более выгодное место в том же районе, или же закрыть его совсем. Более того, трудные времена заставили более внимательно подходить и к открытию новых торговых точек, поскольку при ограниченных ресурсах цена ошибки значительно возрастала, и одной предпринимательской интуиции для принятия верного решения часто оказывалось недостаточно. Вместе с тем, кризисная ситуация, как это часто бывает, открывала и новые возможности для конкурентной борьбы и занятия новых рыночных ниш: здесь ГИС и геоанализ также давали серьезную базу для принятия решений.
ГИС может использоваться в качестве «антикризисной» системы и в стабильной ситуации, ведь даже на вполне «традиционных» рынках часто происходят весьма глубокие трансформации. Примером может служить ситуация в банковском обслуживании через филиальную сеть. Развитие мобильных- и интернет-технологий привело к тому, что люди стали все реже посещать отделения банков, выполняя многие операции «онлайн». С другой стороны, полностью перевести все операции в сеть банки пока не могут, да и не хотят – в силу как чисто технологических, так и юридических причин. Они вынуждены по-прежнему поддерживать и развивать полноценную филиальную сеть (а также сеть банкоматов, терминалов и пр.), и тем самым нести растущие удельные расходы. Более рациональная организация филиальной сети является для банков одной из наиболее приоритетных задач, и многие из них активно используют для этой цели ГИС. В этой связи интересен опыт Bank of America. До 2008 года банк реализовывал стратегию экстенсивного роста, но затем был вынужден перейти к оптимизации сети. Анализируя с помощью ГИС данные о сотнях миллионов транзакций и о работе тысяч отделений и банкоматов, аналитики банка построили модели, которые показывают, какие отделения нужно закрыть, а какие перепрофилировать, и как нужно расположить банкоматы, чтобы, с одной стороны, не росло их общее число, а с другой – обеспечивалось бы оптимальное покрытие территории, и клиенты не испытывали бы неудобство. По словам Джон Вурхис, старшего вице-президента банка, отвечающего за управление розничным блоком, благодаря этой работе отделения Bank of America обслуживают сейчас вдвое больше клиентов и получают на 50% больше доходов в расчете на 1 сотрудника, а в среднем отделения Bank of America имеют ежегодную прибыль в размере 2 миллионов долларов, в то время как банки-конкуренты получают лишь 1 миллион. Он также подчеркивает, что ежегодно банк принимает от 2 до 3 тысяч решений по реструктуризации сети, и в каждом случае используются данные ГИС и геоаналитика.
Очевидно, что экономическая ситуация в нашей стране требует от бизнеса принятия адекватных мер. Для включения географической, пространственной составляющей в процесс принятия решений нужно наличие трех составляющих: аналитических ГИС-инструментов, качественных данных и простого в использовании функционала для отображения результатов анализа на карте. Современная ГИС предоставляет все это как в виде приложений, так и веб-сервисов и онлайн-библиотек карт и данных. Значит, все возможности для использования этих технологий у российских компаний уже есть.