На сегодняшний день при попытках комплексного подхода к созданию информационной модели судна на всех этапах жизненного цикла изделия возникает проблема определения – рассматривать модель судна в рамках традиционной методологии, т. е. как модель изделия машиностроения, или в рамках методологии BIM.
При рассмотрении модели судна как модели сложного изделия машиностроения на этапе постройки появляются сложности, вызванные необходимостью постоянного последовательного внесения изменений в «построечную модель», что приводит к возникновению значительных объемов управляемых данных, так называемых конфигураций. Решение этой задачи в рамках использования традиционных для судостроения «тяжелых» машиностроительных САПР, даже с учетом их специальной адаптации, а также применения в связке с PLM-системами связано с целым рядом трудностей. В процессе постройки объем изменяемых данных возрастает настолько, что отслеживание актуального состояния изделия – строящегося судна – становится практически нереализуемым, а в получении именно актуальной информации об изделии и есть весь смысл применения подобной автоматизации.
В данном случае на помощь проектным организациям и верфям могла бы прийти концепция BIM. Как известно, эта концепция используется для управления большими объемами информации об изделии на основе данных о каждом конкретном экземпляре различных элементов – составляющих частей строящегося объекта, их атрибутах и характеристиках. Главное же отличие подхода BIM – добавление дополнительных шкал (временной, стоимостной и пр.), что позволяет при помощи специальных инструментов в любой момент времени получать актуальную информацию о состоянии строящегося объекта, будь то здание или, например, морское сооружение. Такой подход работает на протяжении всего жизненного цикла изделия, начиная с проектирования и заканчивая сносом (утилизацией).
Недостатком BIM-подхода к модели судна является большое количество изделий машиностроения в составе готового изделия, при этом технологии их изготовления (изменения в ходе постройки судна) уделяется недостаточное внимание.
Решением вышеописанных проблем могла бы стать комплексная методология подхода к информационной модели судна на всех этапах жизненного цикла изделия, которая использовала бы передовые разработки из обеих сфер: судно – объект строительства, составные части, где применимо – машиностроительные изделия.
Однако ведущие вендоры ПО на российском рынке предлагают использовать машиностроительный САПР в связке с традиционными PLM-системами. Понимание данной проблемы где-то далеко, разработка подобной комплексной системы – дело дорогое и небыстрое, а «сверху» указаний разработчикам не дают.