Минувший 2014 год выдался достаточно тяжёлым для многих российских компаний, а начало 2015 года не даёт надежд на быстрый выход российской экономики из кризиса. Существенный спад наблюдается во многих отраслях: автомобильном рынке, недвижимости, туристическом бизнесе, некоторых сферах ИТ и др.
В тоже время в сферах бюджетных продуктов и решений наметился существенный рост, что вполне закономерно в сложившихся условиях. Кризис заставляет многие компании пересматривать свои бюджеты, и зачастую режутся именно расходы на ИТ. То, что было по карману в тучные годы (закупка оборудования, внедрение новых продуктов и решений, увеличение ИТ персонала), стало невозможным при урезанном ИТ-бюджете. С учётом почти двукратного увеличения цен на оборудование и зарубежное программное обеспечение, классическое развитие ИТ стало практически невозможным для многих компаний.
В тоже время сложившаяся ситуация заставляет задуматься об эффективности затрачиваемых средств на ИТ, пересмотре планов развития, а иногда и о полном изменении концепции работы ИТ-служб компании. В целом, это ведёт к более здравому подходу и учёту эффективности при составлении плана развития, которую зачастую игнорируют при достаточном финансировании.
Облачные услуги — как раз именно то средство достижения эффективности, к которому обращаются компании в кризис. Замена капитальных затрат операционными позволяет и дальше развивать ИТ в существующих условиях, а пересмотр текущей инфраструктуры в пользу облачной позволяет высвободить дополнительные ресурсы, как денежные, так и человеческие.
Ещё одним стимулом роста спроса на российские облачные услуги в кризис стала стабильность цен. Среднее увеличение стоимости на российские облачные услуги составило не более 10%, а многие компании и вовсе ее не меняли. Цены же на оборудование и ПО, которые сильно зависят от курса валют, увеличились от 25 до 100%.
Согласно исследованиям аналитических компаний J’son & Partners Consulting и IDC, среднегодовой темп роста рынка облачных услуг в 2014-2018 гг. в России составит 27-29%, что не сильно отличается от докризисных показателей. Естественный отток клиентов облачных услуг, не переживших кризис, нивелируется большим приростом новых клиентов, осознавших важную роль эффективности в организации ИТ.