В марте 2015 г. в Лондоне прошла вторая сессия Подкомитета по мореплаванию, связи, поиску и спасанию NCSR-2 (The Sub-Committee on Navigation, Communications and Search and Rescue) Международной морской организации IMO (International Maritime Organization). На ней был рассмотрен широкий круг организационно-технических вопросов, в том числе касающихся дальнейшего развития Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ).
В ходе работы сессии было отмечено, что значение спутниковых систем связи на морском транспорте в дальнейшем будет возрастать, в первую очередь за счет увеличения количества ее провайдеров. Подкомитетом был, в частности, рассмотрен документ NCSR-2/8 – Признание оператора мобильной спутниковой связи «Иридиум» как провайдера услуг ГМССБ (Франция, Испания). В настоящий момент заявка Iridium находится на дальнейшем рассмотрении в Комитете по безопасности на море MSC (Maritime Safety Committee).
Однако появление нового оператора спутниковой связи сопряжено с рядом организационных моментов. В документе MSC 94/9/3 констатируется, что Iridium не собирается поддерживать протоколы и процессы, используемые другим оператором ГМССБ – Inmarsat. В этом же документе утверждается, что многие элементы ГМССБ не имеют возможности прямого взаимодействия, но, используя процедуры ГМССБ или другие соглашения, могут взаимодействовать косвенно, что подтверждает несовместимость операторов спутниковой связи.
В связи с этим IMO должна разработать требования, протоколы и интерфейсы, которые обеспечат интеграцию между различными системами и будут поддерживаться всеми провайдерами. Резолюция А.1001(25), принятая на 25-й сессии Ассамблеи IMO в 2008 г., установила критерии предоставления услуг мобильной спутниковой связи для ГМССБ, но она не содержит требований, чтобы провайдер интегрировал свои терминалы и сеть спутниковой связи с другими провайдерами услуг ГМССБ. То есть данная резолюция не обеспечивает условия, при которых судовые и береговые станции могут передавать/принимать информацию по безопасности мореплавания, включая аварийную, вне зависимости от провайдера услуг. Если такой совместимости не будет, то на береговых станциях и судах потребуется установка оборудования всех провайдеров ГМССБ. Если совместимость систем будет зависеть еще и от береговой инфраструктуры провайдера (например, кабельных линий связи), то этот элемент будет находиться вне зоны контроля IMO, что создает опасность для системы в целом.
Между тем, предполагается внести изменения в определение морского района А3 и определять его как район, за исключением морских районов А1 и А2, в котором обеспечивается покрытие признанной мобильной спутниковой службой. При этом зоны покрытия могут быть различными для каждого провайдера спутниковых услуг и иметь как региональное, так и глобальное покрытие, что практически может означать упразднение Морского района А4 за счет обеспечения покрытия полярных областей спутниковой системой связи Iridium. КВ радиосвязь, которая на сегодняшний день остается по сути основным видом радиосвязи в районе А4, предлагается рассматривать как резервную на случай отказа спутниковых систем. Это подтверждается тем, что IMO, в рамках пересмотра ГМССБ, рассматривает вопрос целесообразности сохранения режима узкополосного буквопечатания (телекс) в ПВ/КВ-радиосвязи при бедствии в морском районе А3.
В то же время в последние годы возрос интерес к ПВ/КВ-радиосвязи, названной NVIS − Near Vertical Incidence Skywave propagation, использующей антенны зенитного излучения для радиосвязи пространственной волной. Это антенны малой апертуры с электрической длиной менее 0,1λ (например, ST-940B), известные под названием Very Small Tuned Magnetic Loop. Использование таких технологий позволит расширить Морской район А2 со 150 до 700–800 морских миль.
Однако в силу особенностей ионосферы в приполярных областях в Морском районе А4 такие технологии неприемлемы. Там можно рассматривать, опять же, на основе новых технологий резонансных укороченных антенн, радиосвязь в средневолновом диапазоне подвижной морской службы (405÷526,5 кГц). Перспективность подобной радиосвязи подтверждается Рекомендацией Международного союза по электросвязи ITU-RM.2010 Characteristics of a digital system, named Navigational Data for broadcasting maritime safety and security related information from shore-to-ship in the 500 kHz band, Geneva, 2012, по системе передачи цифровых навигационных данных NAVDAT, обеспечивающей возможность передачи данных в полосе частот 495–505 кГц со скоростью до 18 кбит/с.
Таким образом, можно сделать вывод, что возможности морской радиосвязи в диапазонах средних, промежуточных и коротких волн далеко не исчерпаны и внедрение новых технологий, прежде всего в области построения антенно-фидерных устройств, вдохнет в них новую жизнь. Особое значение это может иметь для России, которая объявила Арктику одним из своих приоритетов, а ориентация на зарубежных провайдеров спутниковой связи, таких как Inmarsat или Iridium, создают ее информационную и технологическую зависимость от зарубежных технологий и систем связи при освоении стратегически важного для России арктического региона. При этом многие потенциальные российские абоненты спутниковой связи уже сейчас лишены возможности использовать ее из-за высоких цены и курса доллара.
Источник: Отчет о результатах командирования делегации Российской Федерации на 2-ю сессию Подкомитета по мореплаванию, связи, поиску и спасанию (NCSR-2) Международной морской организации