Ключевой задачей для арктического региона остается мониторинг происходящих климатических и экологических изменений и их влияния на уникальные экосистемы Арктики, предоставление связи, а также предотвращение негативных и необратимых последствий деятельности человека в высоких широтах.
Для возможного решения данных задач, предлагается развернуть в Арктике (с целью экономии бюджетных средств и оперативности развёртывания) систему комплекса гибридных аэростатов ( ГА — гибрид аэростата и квадрокоптера) , как платформу для создания интегрированной телекоммуникационной сети с учётом приоритетности развития Русского Севера, улучшения качества жизни коренных народов Севера и с учётом интересов Министерства обороны РФ.
Учитывая специфику арктического региона (большие расстояния, низкие температуры, ветровая нагрузка) именно ГА с размещённой на них соответствующей аппаратурой смогут решить в Арктике проблему со связью, дистанционным зондированием Земли.
ГА по сути будут выступать в роли псевдоспутников.
Большинство беспилотных летательных аппаратов сконструировано как мультикоптер. Их преимущество в простоте, но продолжительность полета невелика. Аэростаты (дирижабли) могут находиться в воздухе длительное время (до 30 сут.), но они дороги в производстве, необходима наземная инфраструктура. Именно гибрид даст возможность использовать преимущества и частично устранить недостатки вышеуказанных летательных аппаратов.
Кроме того, преимущества ГА (помимо стоимости) — оперативность развёртывания — универсальность — мобильность — живучесть – ремонтопригодность.
Рекомендуемая дисковая форма ГА обеспечит ему хорошую устойчивость к ветрам. Плоскость, образуемая диском, при движении создает аэродинамическую подъемную силу, что позволяет экономить топливо.
Дистанционно пилотируемый ГА, будет содержать полужесткий корпус, выполненный в виде диска, с возможностью движения, изменения направление по курсу, высоте и тангажу с помощью электромеханических устройств. Диск ГА будет покрыт плёнчатыми солнечными батареями. Рабочий газ – водород (гелий). Гондола ГА представляет собой корпус с прикрепленными к нему роторами с винтами. Внутри него — микрокомпьютер, и аккумулятор, необходимые навесные устройства.
Высота подъёма — до 4 тыс. метров. Автономное время нахождения в воздухе – до 30 суток.
Привязка к наземной инфраструктуре делается исходя из требуемой энергетики, возможностью наземного обслуживания.
Несмотря на достоинства систем спутниковой связи и навигации, профессиональное сообщество в полной мере осознаёт проблему уязвимости государства, базовые и критические технологии которого основаны исключительно на возможностях спутниковых систем. Причина тому, помимо стоимости,– невысокая живучесть, недостаточная помехозащищенность и невозможность приема сигнала вне прямой радиовидимости спутников.
Единая инфраструктура, особенно в Арктике, должна включать виды телекоммуникации с разными технологиями, дополняющими друг друга.