Человечество уже дошло до такой степени осознанности, что готово провозгласить защиту нашей планеты и благосостояние всех людей своей приоритетной задачей. Приблизиться к ней помогут цели устойчивого развития, сформулированные ООН в 2015 году, — это своеобразный призыв к действию, который исходит и от богатых, и от бедных стран. Одна из самых важных — образование, без которого другие цели оказываются недостижимыми. Только образование поможет людям вырваться из нищеты, снизить уровень насилия, сократить гендерное и социальное неравенство.
Однако, по данным Программы развития ООН, из-за коронавирусной пандемии 86% младшеклассников в развивающихся странах перестали получать начальное образование в связи с отсутствием техники и доступа в интернет.
В России эта проблема коснулась в основном сельских районов. Студенты в крупных городах продолжают учиться на дистанте, онлайн-экзамены и сертификаты для них давно стали нормой. Школы и вузы используют специализированное программное обеспечение, позволяющее работать удаленно, но не контролировать учебный процесс. Если на очном уроке или лекции преподаватель может привлечь внимание обучающихся, то на дистанте это оказалось невозможным. Ученики могут спать, заниматься посторонними делами, играть на телефоне. Что касается контрольных, на них списывали всегда, но это нужно было уметь делать. Онлайн-формат сделал списывание массовым. В связи с чем образовательные учреждения были вынуждены решить проблему контроля за счет внедрения систем онлайн-прокторинга. Так, компания «Электронные платформы», чей кейс — платформа «Экзамус — стал одним из первых при формировании интерактивной карты искусственного интеллекта Фонда «Сколково», уже несколько лет занимается разработками в области AI online proctoring.
Что такое онлайн-прокторинг
Онлайн-прокторинг широко используется в самых разных сферах – от Ed до HR и IT. Центр сертификации Microsoft, чтобы не выделять специальное помещение для тестируемых, проводит сертификационные экзамены удаленно, Hortonworks предоставляет доступ к виртуальной удаленной машине.
Вузы принимают экзамены в формате видеосвязи, так как студенты учились онлайн, и присутствие на экзамене их может смутить и повлиять на качество ответа. Но при этом преподавателям приходится осуществлять контроль за ходом экзамена, чтобы у испытуемого не было соблазна открыть другую вкладку в браузере, нагуглить нужную информацию в телефоне или по старинке списать с учебника.
Так, разработка резидента Фонда «Сколково» платформа «Экзамус» позволяет автоматически обнаруживать запрещенные действия во время экзамена. Наблюдение осуществляется через видео- и аудиопоток, а также запись экрана рабочего стола. При любом нарушении оговоренных правил действие фиксируется, информация отправляется проктору, который оценивает, насколько сигнал верен. Система легко масштабируется на тысячи пользователей, для ее работы нужны только доступ к интернету, а также компьютер с микрофоном и камерой.
Прокторинг может осуществляться в 3 форматах. Первый из них – синхронный с прокторами, который чаще всего используется во время письменных экзаменов. Это самый точный и дорогой способ, который наиболее эффективно может применяться для группы 6-9 человек, хотя может масштабироваться и на тысячу. Проктор идентифицирует экзаменуемого следит за прозрачностью процесса, может прокомментировать действия студента, если с его веб-камеры или записи рабочего стола было зафиксировано нарушение.
Асинхронный прокторинг с постпроверкой подразумевает программную идентификацию и отслеживание хода экзамена. Система фиксирует второго человека в кадре, отсутствие студента, разговоры в кадре и пр. Если есть нарушения, экзамен не прерывается, но специальный сотрудник постфактум оценивает запись, чтобы решить, сдан экзамен или не сдан. Постпроверка также может быть выборочной.
Самым дешевым является автоматический прокторинг. Но на данном этапе развития технологии участие человека все же желательно.
Схема работы системы онлайн-прокторинга довольно проста. «Экзамус» сначала запрашивает доступ к камере и микрофону, проверяет соединение с интернетом, наличие второго экрана, а также идентифицирует студента.
Как это работает
Платформа в заданное время анализирует поведение тестируемого: отслеживает другие лица в кадре, взгляд в сторону, книги, калькулятор (если это допустимо, ПО настраивается соответствующим образом), гаджеты и т.п. По итогам формируется отчет с указанием времени и конкретного нарушения. Далее система создает комбинированную запись, в которой общая вероятность нарушений маркируется – в красной зоне находятся нарушения с высокой вероятностью, желтой – средней, зеленой – низкой. При необходимости платформа демонстрирует записи с камер и рабочего стола, а также дает прослушать аудио, по каждому нарушению можно получить подробную информацию.
Любой онлайн-прокторинг основан на онлайн-алгоритмах. AI-proctor компилирует и анализирует аудио и видеоданные из трех источников (микрофон, камера, рабочий стол). Большая часть несанкционированных действий – это может быть как физическое, так и цифровое поведение — фиксируется.
Достоинства системы неоспоримы. Это снижение трат на оборудование компьютерных классов, онлайн-прокторинг – легкомасштабируемый инструмент, которым можно пользоваться во время тестирования нескольких тысяч человек. Прокторинг доступен 24 часа в сутки, для него не нужно покупать дополнительное дорогостоящее оборудование: камера и микрофон есть почти у всех. При спорных моментах можно пересматривать запись несколько раз. И на время сдачи экзамена исключается человеческий фактор – субъективное отношение преподавателя.
Без всяких сомнений, сфера применения онлайн-прокторинга со временем будет только расширяться. С помощью ПО можно будет наблюдать не только за процессом сдачи тестов студентами или кандидатами, но и измерять уровень вовлеченности школьников, интерес аудитории во время маркетинговых исследований и даже отслеживать уровень внимательности, с которой водитель большегруза смотрит на дорогу. Так, в одном такси-сервисе водители, успешно сдаюшие тест на знание правил ПДД раз в квартал, платят компании по льготному тарифу.