Андрей Брыксенков: Опорный прыжок в Арктике

Андрей Брыксенков, РГО

Андрей Брыксенков, председатель Консорциума ЦРТП, член Полярной комиссии Русского географического общества

На сайте Госкомиссии по развитию Арктики https://arctic.gov.ru/  обозначены основные положения проекта обновленной государственной программы социально-экономического развития Арктики до 2020 г. и на дальнейшую перспективу (программа). Ключевыми драйверами развития Арктики Минэкономразвития, которому была поручена разработка проекта программы в развитие постановления Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. №366, видит восемь опорных зон развития – по одной на каждый субъект Российской Федерации. Так, в обновленной редакции госпрограммы выделяются Кольская, Архангельская, Ненецкая, Воркутинская, Ямало-Ненецкая, Таймыро-Туруханская, Северо-Якутская и Чукотская опорные зоны.

Проект госпрограммы состоит из семи подпрограмм, сконцентрированных на формировании наиболее важных направлений развития данного макрорегиона, которые не нашли отражения в действующих программных документах, но в то же время, по мнению разработчиков, влияют на комплексное социально-экономическое развитие арктической зоны Российской Федерации.

Ранее, формулируя парадигму освое­ния и устойчивого развития Арктики, академик А. И. Татаркин подчеркивал, что эта парадигма основывается на системном подходе, использо­вании опорных зон, в том числе уральского ре­гиона как стратегического плацдарма и цен­тра пересечения векторов развития России, а также сбережения традиционных укладов ко­ренных малочисленных народов и уникальных экосистем Арктики.

В 90-е гг. и более поздний период экономика арктической зоны подверглась многочисленным изменениям, связанным, в частности, с распадом Советского Союза. Оставшись без федеральной поддержки, арктические территории не развивались, более того, здесь шли процессы разрушения сложившейся инфраструктуры, транспортных связей, предприятий. По мнению академика Б. Н. Порфирьева, «единая территориальная идентификация пространственных компонентов арктической зоны становится проблематичной» вследствие неоднородности развития (или деградации) регионов.

Формальное равенство инструментов экономического регулирования обусловливает неравенство конкурентных условий хозяйствования и качества жизни населения. При создании опорных зон территории, в них не попавшие, могут остаться без поддержки со стороны федерального бюджета, что может стать причиной массового оттока населения. Отсюда и безлюдность территорий, что вместе с разрушением остатков инфраструктуры станет большой проблемой для освоения или «переосвоения» Севера. В настоящее время население некоторых арктических районов уже сократилось на 80%. На многих территориях остались преимущественно представители коренных народов Севера.

В частности, это произошло в результате действий руководства некоторых регионов. Так, например, бывший мэр Воркуты, а ныне член Общественной палаты РФ, Президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, Игорь Шпектор, выступая 16 февраля 2017 г. в Аналитическом центре при Правительстве РФ на конференции «Арктика-2017», с гордостью рассказывал о том, сколько десятков «неэффективных» поселков он фактически уничтожил, переселив их население в другие регионы. Кроме того, в проекте арктической программы наблюдается полное отсутствие ключевых министерств – Минкомсвязи, Минспорта – как в экономической, так и в социальной части.

Следует напомнить, что на большой части территории АЗРФ нет иной связи, кроме спутниковой системы Iridium, подконтрольной НАТО. К тому же, усилиями Минкомсвязи уже более двух лет как прекращено государственное мощное радиовещание – это к вопросу об информационной безопасности РФ.

Даже исходя из этих фактов, говорить о каком-то системном, инновационном, промышленном и социальном развитии Арктики довольно сложно. Каждому, кто приезжает в Заполярье, бросаются в глаза прежде всего нарастающая разруха, безлюдность и хищнический характер добычи ресурсов – от углеводородов до леса и руд.

Однако существует другой путь. Активное развитие отдельных отраслей экономики и промышленности в АЗРФ в целом, а не отдельных опорных зон (помимо добычи полезных ископаемых) окажет мультипликативное воздействие на экономическую активность, что может стать базисной методологической позицией. К таким отраслям относятся в первую очередь транспорт и транспортные телекоммуникационные сети.

Методологией решения задач может стать развитие инфраструктуры Северного морского пути, транспортно-транзитного потенциала. Без дальних железнодорожных подходов развитие арктических портов имеет низкую перспективность. Развитие транспортной инфраструктуры, в том числе малой авиации, обеспечит доступность населенных пунктов и инфраструктурных объектов, устранит транспортные ограничения на рост добычи полезных ископаемых в Арктике.

Но транспортная инфраструктура без телекоммуникационных сетей не жизнеспособна. Надежная система связи и освещения обстановки в АЗРФ необходима и для обеспечения контроля государственной границы, внутренних морей, исключительной экономической зоны, континентального шельфа и природных ресурсов Арктики, а также развития экономики. Необходимо создать интегрированную сеть связи и освещения обстановки в АЗРФ как важной составной части Единой сети электросвязи РФ для разных абонентов.

На примере зарубежных стран, входящих в Арктический совет (Финляндии, Швеции, Норвегии), можно проследить, как развитие указанных отраслей и технологий привело, в частности, к подъему индустрии туризма, которая, в свою очередь, стала драйвером роста экономики северных регионов этих стран.

Направления деятельности, непосредственно связанные с туризмом, включают транспортные услуги, обслуживание недвижимости и оборудования, обеспечение безопасности, торговлю, строительство и услуги по застройке территории, производство продуктов питания, пищевую промышленность, здравоохранение, телекоммуникационную составляющую и др.

В любом случае для решения задач такого масштаба, как развитие АЗРФ, потребуется мобилизация экономических и информационных ресурсов всех министерств и ведомств, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в Арктике. Ре­зультаты совместной деятельности должны найти отражение в проекте государственной программы Социально-экономического развития арктического региона.

 

Добавить комментарий

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку