«Арктика – одно из немногих направлений, где международное сотрудничество с Россией не только не прекращалось, но активно продолжается. Совместными усилиями создаются крупные энергетические и транспортные инфраструктурные проекты», – отметил Дмитрий Рогозин, выступая 13 октября в Москве на конференции «Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития».
Международное сотрудничество в Арктике может распространяться на различные проекты, наиболее важными из которых являются проекты по развитию телекоммуникационной сети и созданию логистических коридоров.
Технологии, которые применяются в этих проектах, могут стать опорными, т. е. базовыми, технологиями для роста всей экономики арктического региона.
Для создании международных консорциумов, в том числе по телекоммуникационной тематике, необходимы: нормативная база, защищающая интересы инвесторов; грамотно и объективно разработанное технико- и финансово-экономическое обоснование проекта (ТЭО, ФЭО), показывающее реальную планируемую прибыль; доверие между партнерами.
Как пример можно рассмотреть ход работ по логистическому проекту «Белкомур». Соглашение о строительстве железной дороги Архангельск – Сыктывкар – Соликамск было подписано представителями компании «Белкомур» и Poly Technologies в Пекине в начале сентября 2015 г., когда в Китае с визитом находился Президент России Владимир Путин.
Как было заявлено, строительство железнодорожной магистрали «Белкомур» – важнейший инфраструктурный проект, ориентированный на обеспечение интересов Российской Федерации в области освоения Арктики, развития Северного морского пути, а также промышленного производства северных и арктических районов России. Безусловная актуальность «Белкомура» поддерживается общим инвестиционным интересом со стороны Республики Коми и других регионов.
Планируемый общий объем планируемых частных инвестиций в данный проект превышает 700 млрд руб., без учета возможного строительства глубоководного порта в Архангельске.
К сожалению, сегодня продвижение проекта приостановлено.
Представители потенциального инвестора – китайской компании Poly Technologies побывали в Минфине, Минпромторге, Минэкономразвитии, но пока не нашли поддержки ни в одном из этих министерств.
Тому есть ряд причин:
- представители компании Poly Technologies говорят, что их компания тесно связана с правительством Китая, однако документально подтвердить это не могут. Поэтому министерства ведут себя с ними очень осторожно, чтобы не быть дискредитированными;
- Poly Technologies хочет получить гарантии своих инвестиций на государственном уровне. Российская сторона доказывает, что есть российские законы, гарантирующие инвестиции, и этого вполне достаточно;
- в разработанное ФЭО, по оценке министерств, было лукаво заложено почти полное перераспределение товарных потоков с существующих логистических коридоров (например, «Транссиба») на «Белкомур» (возникает логичный вопрос: как дальше быть с тем же «Транссибом»?);
- РЖД по ряду причин (в том числе вышеперечисленных) уклоняется от участия в проекте;
- не до конца понятно – кто конкретно выступает заказчиком проекта.
Для того чтобы этот проект позволил устранить инфраструктурные ограничения, влияющие на развитие регионов и придал новый импульс модернизации существующих и созданию новых производств, очевидно, требуется еще одно политическое решение.