Существуют системные проблемы социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), которые зачастую невозможно решить без создания автоматизированной системы поддержки управления АЗРФ, включающей интегрированную базу данных (ИБД) об обстановке в арктическом регионе. В принятой 31.08.2017 г. Правительством РФ Государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» до 2025 г. нашлось место и проекту по созданию ИБД.
Финансовая целесообразность построения системы заключается в достижении посредством ее применения оптимизации экономических процессов в Арктике.
Создание автоматизированной системы поддержки управления АЗРФ, включающей ИБД, должно обеспечить полноценную информационную поддержку деятельности Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и повышение эффективности управления социально-экономическим развитием арктического региона.
Основа любой ИБД − сбор и дальнейшая обработка данных. К сожалению, ключевые исходные данные, которые формируются на нижнем уровне управления, как правило, слабо обеспечены ИТ-бюджетом и квалифицированным персоналом, сфокусированном на решении оперативных задач (ЖКХ, дороги, работа с населением, социальная помощь).
Собранные отдельными органами власти и чиновниками данные являются труднодоступными для анализа и принятия управленческих решений в рамках всей системы государственного управления в силу субъективных, технических, организационных и правовых ограничений.
И самое главное − если собранные статистические данные будут некорректны, то «кривым» будет и все «здание» ИБД. Как говорится, «если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем».
Если показатели социально-экономического развития не удовлетворяют руководство региона, «статистиков» можно вызвать «на ковер», и кривые индикаторов развития пойдут «в гору». «Факты − упрямая вещь, но статистика гораздо сговорчивее».
О подтасовках со статистикой говорят уже и политики. Было отмечено, что правительство, «очевидно, понимая, что по факту достигнуть обозначенных целей не получается», изменило систему важнейших расчетов: «Это и замена расчета средней зарплаты на расчет среднемесячного дохода от трудовой деятельности на субъекте Российской Федерации, и изменения в методике расчета минимальной потребительской корзины, и иные аналогичные ухищрения. В результате хорошо стало жить на бумаге, а реальная жизнь большинства граждан нашей страны далека от отчетных».
Одним из основных индикаторов развития региона является демография. От него «пляшут» и логистика, и телекоммуникации, и занятость, и многие другие показатели. Но отдельные, довольно многочисленные группы людей, работающие на Севере, не попадают в статистические отчеты. Это касается и вахтовиков, и трудовых мигрантов из стран постсоветского пространства.
Общеизвестно, что если неверно базовое положение, то неверны и все дальнейшие «конструкции», который строятся на нем. Если и дальше следовать этим путем, в рамках цифровой экономики будет создана «параллельная реальность», отличающаяся от реальной жизни. Данная проблема носит системный характер и требует системного решения. С ней столкнулись и при реализации международного проекта «Business Index North» (BIN) − «Северный бизнес-индекс».
Данный проект реализуется в 2016−2018 гг. и включает три годовых этапа. В 2016−2017 гг. территориями исследования стали восемь муниципальных образований из Швеции, Норвегии и Финляндии. В 2017− 2018 гг. территории исследования будут включать муниципальные образования, входящие в Арктическую зону РФ с акцентом на европейский север России. В 2018−2019 гг. в проекте планируется исследование арктических территорий Канады и США.
Круг участников первого этапа проекта включал три университета Северной Европы − Оулу (Финляндия), Норд (Будё, Норвегия) и Лулео (Швеция).
С российской стороны участником проекта в 2017 г. стал Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ).
Координатором проекта выступает Центр бизнеса и управления на Крайнем Севере при Бизнес-школе Университета Норд (Будё, Норвегия).
Проект нацелен на подготовку и предоставление бизнес-сообществу и общественности информации по определенным индикаторам (демография, образование, занятость, логистика, телекоммуникации, бизнес) с целью развития и реализации бизнес-проектов в северных регионах стран.
Для получения корректных статистических данных по перечисленным индикаторам приходится не только пользоваться информационной базой «Росстата», но и работать напрямую с регионами.
Проект BIN сближают с проектом ИБД общие цели и задачи. Оба проекта должны способствовать ведению бизнеса, формированию средне- и долгосрочных стратегических прогнозов развития социально-экономического комплекса Арктической зоны в условиях изменяющегося климата, разработке проектов рационального природопользования, охране природы и защиты населения, в том числе коренных малочисленных народов, развитию арктического региона в целом. Но если проект ИБД пока только в планах, то BIN успешно развивается. Очередной годовой отчет по проекту BIN должен выйти весной 2018 г.
Как отметил А. Чилингаров, помимо экономической составляющей наш интерес к этим огромным необжитым арктическим территориям, стремление освоить их имеют и более глубокую, философскую причину. «Это наша тяга к самопреодолению, к победе над самими собой».