Программа Социально-экономического развития Арктики может быть успешно реализована только при использовании программно-целевых технологий ее реализации.
Из массива предложений федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по вопросам развития Арктики, из множества локальных стратегий, программ и проектов необходимо выбрать отдельные направления, которые могут стать драйвером развития всей экономики АЗРФ и новым предметом государственного регулирования.
(Как пример: в ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», принятое Постановлением Правительства РФ № 790 от 11.08.2014 г. основной упор сделан на развитие транспортной инфраструктуры. Подразумевается, что это направление послужит толчком к развитию и других социально-экономических сегментов. В свою очередь, ФГУП «РТРС» активно модернизирует инфраструктуру эфирного телерадиовещания полуострова.)
Территория Арктики включает наиболее открытую в плане прямого контроля полосу государственной границы и является передовой линией системы обороны территории государства. Поэтому отдельно нужно рассмотреть интересы силовых ведомств в АЗРФ, которые становятся системно связанными и часто определяющими в вопросах экономического развития Арктики. Создаваемая инфраструктура некоторых объектов в интересах Министерства обороны может послужить точкой роста для ряда направлений экономической деятельности.
Активное развитие отдельных отраслей экономики и промышленности в АЗРФ (помимо добычи полезных ископаемых) может оказать мультипликативный эффект на экономическую активность в целом, что может стать базисной методологической позицией. К таким отраслям предлагаем отнести в первую очередь транспорт и транспортные телекоммуникационные сети.
Методологией решения задач может стать развитие инфраструктуры Северного морского пути, развитие транспортно-транзитного потенциала. Без дальних железнодорожных подходов развитие арктических портов имеет низкую перспективность. Развитие транспортной инфраструктуры, в том числе малой авиации, обеспечит доступность населенных пунктов и инфраструктурных объектов, устранит транспортные ограничения на рост добычи полезных ископаемых в Арктике.
Но транспортная инфраструктура будет недееспособна без телекоммуникационных сетей. Кроме того, надежная система связи и освещения обстановки в АЗРФ необходима для обеспечения надежного контроля состояния государственной границы, внутренних морей, исключительной экономической зоны, континентального шельфа и природных ресурсов Арктики, развития экономики.
Требуется создание интегрированной сети связи и освещения обстановки в АЗРФ как важной составной части Единой сети электросвязи РФ для разных абонентов.
На примере зарубежных стран, входящих в Арктический совет, таких как Финляндия, Швеция, Норвегия, можно проследить, как развитие именно указанных отраслей привело в том числе и к росту индустрии туризма, которая стала, в свою очередь, драйвером, точкой роста для экономики северных регионов этих стран.
Направления деятельности, непосредственно связанные с туризмом, включают транспортные услуги, такие как перевозку грузов и пассажиров, а также обслуживание недвижимости и оборудования, деятельность, связанную с обеспечением безопасности, торговлю, строительство и услуги по застройке территории, производство продуктов питания, пищевую промышленность, здравоохранение, спортивную деятельность, телекоммуникационную составляющую и экологию окружающей среды.
(Даже при выборе работы вахтовым методом одним из важных критериев для потенциальных работников является помимо транспортной доступности наличие или отсутствие IT-технологий на объекте у работодателя.)
В любом случае для решения задач такого масштаба, как развитие АЗРФ, потребуется мобилизация экономических и информационных ресурсов всех министерств и ведомств, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в Арктике. Результаты совместной деятельности должны найти отражение в проекте государственной программы Социально-экономического развития Арктического региона.
Системный подход к решению задач позволит избежать дублирования проектов, что, в свою очередь, оптимизирует расходы на их выполнение.