Арктика – одно из немногих направлений, где международное сотрудничество с Россией не только не прекращалось, а активно продолжается. Совместными усилиями создаются крупные энергетические и транспортные инфраструктурные проекты.
Арктические страны разрабатывают стратегические доктрины, определяющие их внутреннюю и внешнюю политику в регионе. Финансовая целесообразность, проектов, заложенных в эти документы, заключается в достижении посредством ее применения оптимизации экономических процессов в Арктике.
Кроме пяти традиционных арктических стран – России, Канады, США, Норвегии и Дании, которые имеют непосредственный выход к Северному Ледовитому океану и давно осваивают Арктику, свои претензии на арктические территории предъявили еще три приарктических государства – Исландия, Швеция и Финляндия. О желании участвовать в разработке арктических ресурсов заявили около 20 неарктических стран (Китай, Индия, Южная Корея, Бразилия, Германия, Япония и др.).
С одной стороны, растет конкуренция между странами, стремящимися добиться усиления своих позиций в регионе, с другой стороны, ни один крупный проект не может быть реализован какой бы то ни было арктической страной в одиночку.
В последние годы приняты следующие документы:
Государственная программа «Социально-экономическое развитие арктической зоны Российской Федерации» до 2025 г., принятая Правительством РФ 31 августа 2017 г.;
Стратегия развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденная Президентом РФ 8 февраля 2013 г.;
Директива в области национальной безопасности США «Арктическая региональная политика» 2009 г.;
Канадская северная стратегия «Наш Север, наше наследие, наше будущее», дополненная Положением по внешней арктической политике Канады 2010 г.;
Финская стратегия в арктическом регионе 2013 г.;
Шведская арктическая стратегия 2011 г.;
Арктическая стратегия Королевства Дания на 2011–2020 гг.
Как и иные акты стратегического характера, стратегии, регулирующие политику государств в арктическом регионе, охватывают широкий спектр вопросов, в том числе социально-экономические, национальной безопасности и защиты окружающей среды. Так, например, в стратегических актах Канады, Норвегии и Дании одинаково подчеркивается, что «прежде всего это стратегии для развития, которые приносят пользу жителям Арктики».
Данные документы разрабатывались и принимались суверенно, без обсуждения их основных положений другими арктическими странами.
В условиях геополитических и экономических преобразований состояние окружающей среды Арктики стремительно меняется, что может привести к необратимым последствиям.
Общими чертами стратегических актов всех стран «арктической пятерки» являются признание уникальности природного комплекса Арктики, внимание к изменению климата и его зависимости от антропогенного воздействия, указание на необходимость международного сотрудничества для сохранения окружающей среды Арктики, потребность в дальнейшем развитии науки в регионе.
Основной причиной конфликтов в Арктике является ее до конца неясный международный статус. Существует ряд вопросов, которые не урегулированы в рамках действующего международного права.
Одним из основных инструментов, регулирующих глобальные процессы, которые происходят в арктическом регионе, может стать единая концепция арктического права как полисистемного национально-международного правового образования, отражающего разные грани освоения арктического пространства. Согласование разнообразных и во многом противоположных интересов может осуществить только право.
Арктическое право подразумевает сотрудничество государств в различных сферах общественной жизни (экология, гидрометеорология, изменение климата, здравоохранение, культура, защита интересов коренных народов Севера).
За рубежом действует несколько научных центров по изучению арктического права – Институт арктического права и политики (США, г. Вашингтон), Арктический центр Университета Лапландии (Финляндия, г. Рованиеми), Институт полярного права (Исландия).
В России существует целый ряд профильных учебных и научных учреждений в области юриспруденции и права. Но для решения актуальных вопросов этого недостаточно. Нужно знать Арктику не понаслышке, быть компетентным во всех вопросах социально-экономического, политического развития региона.
Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ) (Полярная академия) может стать одним из российских научных и образовательных центров по вопросам арктического права, послужить точкой притяжения в международном сотрудничестве по данной тематике.