Андрей Брыксенков: Арктика: настоящее и будущее

Андрей Брыксенков, РГО

Брыксенков
Андрей Брыксенков, председатель Консорциума ЦРТП, член Полярной комиссии Русского географического общества

V Международный форум «Арктика: настоящее и будущее», прошедший 7–9 декабря в Санкт-Петербурге, завершил годовую программу конгрессных мероприятий, посвященных вопросам развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). В рамках панельной сессии форума «Формирование единого информационного пространства в Арктической зоне РФ» были рассмотрены предложения различных предприятий и ведомств по организации единого телекоммуникационного поля в АЗРФ.

Согласно Федеральной космической программе 2016–2025 гг., проекта ФЦП по развитию орбитальной группировки спутников связи и вещания гражданского назначения на период 2017–2025 гг. (ФЦП-2025), основными целевыми индикаторами являются следующие:

  • обеспечение получения услуг широкополосного доступа (ШПД), телефонии, радио- и телевещания средствами спутниковых технологий для населения РФ на 100%;
  • охват всей территории Российской Федерации, в том числе северных регионов страны, включая Арктический регион, связью и вещанием на 100%.

В настоящее время охват территорий Севера страны ШПД связью и вещанием составляет только 7–10%.

Основной вывод выступавших представителей «Россвязи» и ФГУП «Космическая связь», поддержанных Минкомсвязью, следующий: «Без спутников нам не обойтись». В рамках ФЦП-2025 к 2021 г. планируется запуск четвертого спутника «Экспресс РВ» на высокоэллиптическую орбиту типа «Тундра». Но эта космическая программа является высокобюджетной, на ее выполнение требуется порядка 50 млрд руб. бюджетных средств, выделение которых пока под вопросом.

В АЗРФ слабость рыночных механизмов формирования информационных ресурсов обусловливает государственный характер технической политики при создании систем вещания, наблюдения и связи.

К сожалению, предложения, прозвучавшие в выступлениях заместителя генерального директора ФГУП РТРС – директора департамента радиовещания и радиосвязи В. Горегляда, ректора ОмГТУ А. Косых и других участников мероприятия, по оптимизации систем связи, вещания и освещения обстановки, не вписываются в действующую техническую политику, поэтому они с трудом находят поддержку у регулятора отрасли.

В целом были проигнорированы Минкомсвязью проекты по связи в КВ и СВ диапазоне, предложения по возобновлению мощного АМ-радиовещания, хотя снижение стоимости информации для потребителя за счет уменьшения стоимости ее доставки может способствовать запуску рыночного механизма формирования услуг связи в Арктике.

Данные проекты интересны северным регионам и организациям, ведущим хозяйственную деятельность в Арктике, но здесь возникают проблемы с финансированием.

Прозвучавшие на форуме предложения по созданию аэростатной телекоммуникационной платформы, которая может играть роль псевдоспутников, как подчеркнули участники, требуют дальнейшей подробной проработки. Ранее Институтом проблем передачи информации (ИППИ) РАН был разработан проект стационарной стабилизированной привязной аэростатической системы для телекоммуникационной радиосети. По результатам этого эксперимента была подтверждена целесообразность разработки промышленного образца такой беспроводной аэростатной сети.

Радует, что в противовес гражданским министерствам и ведомствам подход Минобороны к вопросу связи в АЗРФ более прагматичный. По оценке профильных организаций, занимающихся стратегическим планированием, характеристики развернутых в настоящее время специальных систем спутниковой связи по доступности и точности соответствуют большинству задач потребителей Минобороны. Однако у них возникают вопросы при маневрировании судов в узкостях, портах и у береговой линии, а также при обеспечении посадки летательных средств. Для решения всех этих задач используются дифференциальные подсистемы (ДПС).

Развернутая вдоль северного побережья морская ДПС обеспечивает передачу дифпоправок на частоте 285 кГц (это частоты морских импульсно-фазовых радионавигационных систем). Навигационными приемниками ИФРНС оснащены надводные корабли и подводные лодки. В то же время необходимо обеспечить высокоточной навигационной информацией полеты авиации с акцентом на полярных и кроссполярных трассах и малой авиации.

Тем не менее, уверенность в том, что наши проекты получат достойное финансирование, появилась после выступления Президента России 12 ноября на совещании по приоритетам космической деятельности до 2025 г. «Прежде всего, нужно укрепить российскую группировку космических аппаратов, ориентировать ее на решение практических задач. Важные направления – это космическая связь и дистанционное зондирование Земли. Работа спутников и сведения, получаемые с орбиты, широко используются в экономике, в социальной сфере, науке, различных отраслях производства, на транспорте, имеют в целом хороший коммерческий потенциал», – сказал В. В. Путин.

Думается, что речь тут идет в первую очередь о специальных системах связи и ДЗЗ в интересах силовых ведомств и об их перевооружении. Так, например, большинство направлений связи подвижных потребителей (преимущественно в северных широтах) обеспечиваются только через ОГ КА «Меридиан».

Стоит отметить, что в КА «Меридиан» реализованы возможности, заложенные системно-техническими принципами 80-х гг. ХХ в., что отражается на диаметрах антенн земных станций (для отдельных земных станций до 0,5–0,6 м, а для большинства абонентов – 1,2–1,5 м).

С переходом на новую ССС необходимо будет увеличить пропускную способность и помехозащищенность каналов связи, энергопотенциал в радиолиниях, что позволит существенно уменьшить массогабаритные характеристики абонентских терминалов.

Следует признать, что бюджетное финансирование для создания ССС в АЗРФ предназначается в первую очередь для нужд силовых ведомств. Гражданские ведомства в России финансируются, увы, по остаточному принципу. Тем не менее, возможно, усилия регионов, а не федерального центра позволят создать современное телекоммуникационное поле в АЗРФ.

Добавить комментарий

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку