Арктическая зона Российской Федерации является регионом, для развития которого, вследствие наличия специфических демографических, высокоширотных, температурных и ряда других факторов, требуется бюджетное финансирование (помимо средств частных инвесторов).
Постановлением от 21 апреля 2014 г. №366 была принята государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», которая включала в себя мероприятия отраслевых государственных программ Российской Федерации, реализуемые в арктической зоне. Ответственным исполнителем госпрограммы являлся (ныне упраздненный) Минрегион России. В программе фигурировала сумма бюджетного финансирования более 2 трлн руб. Впоследствии по целому ряду причин (в первую очередь, отсутствие финансирования) ее реализация была переведена в «статистический режим».
На сайте госкомиссии по развитию Арктики обозначены основные положения проекта обновленной государственной программы социально-экономического развития Арктики до 2025 г. и на дальнейшую перспективу. Разработка проекта программы поручена Минэкономразвития. Доступ к проекту закрыт, так как разделы программы имеют грифы ДСП или степени секретности. Известна только бюджетная составляющая финансирования проекта. Первоначально называлась сумма в 1 трлн руб., затем она уменьшилась до 220 млрд, потом прозвучала цифра 50 млрд, что ничтожно мало для системного освоения Арктики.
Не все министерства участвуют в подготовке проекта данной госпрограммы, например, в ней не представлено Министерство связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязь). Тем не менее, оно создает телекоммуникационную инфраструктуру в АЗРФ без использования бюджетных средств (которые, впрочем, не были бы лишними при организации спутниковой группировки на ВЭО). В частности, Минкомсвязью в 2005 г. был создан резерв универсального обслуживания, который формируется из отчислений всех операторов связи – 1,2% выручки, полученной от оказываемых услуг связи. Таким образом, консолидируется около 14 млрд руб. в год.
Часть полученных средств идет на оказание универсальных услуг связи с использованием точек доступа. В населенных пунктах АЗ РФ до 2018 г. планируется обеспечить оказание универсальных услуг связи с использованием точек доступа в 86 населенных пунктах (1 июля 2014 г. универсальные услуги связи предоставляются посредством 848 таксофонов).
Кроме того, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 21.11.2013 № Пр-2678 (подготовленным Минкомсвязью) задача по обеспечению доступности современных услуг связи на территориях населенных пунктов Российской Федерации численностью от 500 человек должна решаться силами ведущих операторов связи в рамках собственных инвестиционных программ без привлечения дополнительного бюджетного финансирования. Доступность современных услуг связи на территории населенных пунктов численностью 500–10 тыс. человек обеспечивается силами ПАО «Ростелеком», а населенных пунктов численностью 10–50 тыс. человек – силами ведущих операторов подвижной радиотелефонной связи.
По сути, речь идет о введении «арктического налога» на подведомственные министерству структуры с целью получения средств для реализации заведомо убыточных, но важных для министерства и государства проектов, в частности, на территории АЗРФ. В качестве компенсации компаниям предлагаются коммерчески привлекательные проекты в крупных городах центральных регионов РФ.
В условиях дефицита бюджета, когда у государства нет средств на актуальные, но неприбыльные проекты, предлагаем воспользоваться опытом Минкомсвязи. Аналогичный подход используют и некоторые западные государства.
Министерства и ведомства, ведущие хозяйственную деятельность в Арктике, например, Минтранс, Минэнерго, Минпромторг, могли бы ввести отчисления от финансовых потоков подведомственных организаций с целью аккумулирования средств для развития профильной инфраструктуры на территории АЗРФ, предоставив этим организациям определенные преференции в прибыльных проектах.
По мнению заместителя министра Минэкономразвития Александра Цибульского, арктический регион нужно рассматривать как новый национальный мегапроект. Арктика для России крайне важна как экономическая и транспортная составляющая и с точки зрения геополитики. Поэтому необходимо проанализировать все возможные варианты финансирования программы развития АЗРФ. Без достаточного финансирования многие направления развития АЗРФ имеют только «бумажную» перспективу.