В преддверии проведения Конференции «Связь на Русском Севере» хотелось бы отметить, что в настоящее время существует разрыв между возможностями разработки телекоммуникационных технологий, реального производства и практическими результатами работы.
Интересы силовых структур и гражданских ведомств
Примером может служить ситуация в Арктической зоне РФ (АЗРФ), которая является наиболее открытой в плане прямого контроля и передовой линией системы обороны территории государства. В нынешних условиях для обеспечения надежного контроля состояния государственной границы, внутренних морей, исключительной экономической зоны, континентального шельфа и природных ресурсов Арктики России, как никогда, необходима надежная система связи и освещения обстановки (далее — ССОБ) в этом регионе.
В бюджете нет достаточных средств, поэтому ССОБ должна иметь или двойное назначение или создаваться только в интересах силовых структур.
ССОБ в Арктике определено создать на базе интеграции существующих и перспективных средств освещения обстановки наземного, морского, воздушного и космического базирования.
Для решения этой задачи потребуется мобилизация информационных ресурсов всех субъектов, осуществляющих свою ведомственную деятельность в Арктике.
Для создания надёжной ССОБ на несущих «платформах» необходимо разместить технологические объекты, обеспечивающие связь, разведку, освещение обстановки, такие как радиолокационные станции (РЛС), средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), гиростабилизированные оптико-электронные системы, средства радиотехнической разведки (РТР), различные датчики.
Существуют проекты перспективных систем КВ, СВ связи, тропосферной связи и загоризонтной радиолокации. Но многие технологии оказываются недостаточно эффективными при размещении соответствующего оборудования на поверхности земли, поэтому для их реализации рассматриваются в основном спутниковые платформы.
Так для обеспечения связи в интересах Минобороны и других силовых структур в настоящее время используется Единая система спутниковой связи второго этапа (ЕССС-2) с КА «Глобус- 1М» на геостационарной орбите (ГСО) и «Меридиан» на высокоэллиптических орбитах (ВЭО).
В системе специальной связи используются низкоорбитальные КА «Стрела- 3» и осуществляется их замена на КА «Родник-1» (ССС «Гонец» общего назначения), с переходом в дальнейшем на КА «Ключ».
В настоящее время в системе функционируют только 3 КА «Меридиан», которые могут обеспечивать непрерывную связь для абонентов ЕССС только 18 из 24-х часов в сутки во всей зоне обслуживания.
Следует отметить, что в КА «Меридиан» реализованы возможности, заложенные системно-техническими принципами 80-х годов 20-го века, что отражается на диаметрах антенн земных станций (для отдельных земных станций — от 0,5 до 0,6 м, а для большинства абонентов — от 1,2 до 1,5 м).
В АЗРФ фактически отсутствует отечественная система связи общего назначения.
Концепция обеспечения АЗРФ высокотехнологичной связью общего назначения (ШПД) подразумевает вывод на высокоэллиптическую орбиту четырех спутников «Экспресс-РВ» (ВЭО «Тундра»). Потребность в бюджетных средствах составляет 50 млрд. руб. В случае решения всех технических и финансовых вопросов запуск и ввод в эксплуатацию такой системы может рассматриваться ориентировочно в 2020-2021 годах. Но в условиях бюджетного дефицита необходимая сумма может быть не выделена (как было ранее с несостоявшейся ССС «Арктика»).
Кроме того, при всей своей эффективности спутниковые системы имеют жесткие ограничения по полезной нагрузке.
Дополнительная платформа для создания интегрированной телекоммуникационной сети
С целью экономии бюджетных средств и оперативности развёртывания предлагается развернуть систему комплекса аэростатов (СКА) в АЗРФ, как платформу для создания интегрированной телекоммуникационной сети с учётом приоритетности интересов Министерства обороны РФ, ВМФ и развития Русского Севера. В настоящее время отечественные компании — производители комплексов аэростатов проводят серию НИР, ОКР и Аванпроектов в интересах Министерства обороны.
Преимущества СКА, помимо меньшей стоимости (в разы) по сравнению с ССС, заключаются в оперативности развёртывания, универсальности, мобильности, живучести, ремонтопригодности и большей полезной нагрузке.
СКА с соответствующей полезной нагрузкой обеспечивает:
- организацию связи и ретрансляции;
- охрану границ;
- высокоэффективный контроль территорий большой протяженности;
- обнаружение, идентификацию и сопровождение целей;
- электронную разведку и радиоэлектронную борьбу;
- оперативное управление мобильными боевыми группами;
- другие специальные функции.
Внедрение технологий
СКА может послужить платформой для перспективных технологий, которые разработаны, но по разным причинам не были внедрены в полном объёме.
Примером может послужить «Аудио — Визуальная Информационная Система Реального времени» («РАВИС»). Данная отечественная система обеспечивает 20 программ многоканального (5.1) звукового вещания в диапазоне ОВЧ. Но на территориях с большой плотностью населения этот новый сегмент медиапространства вызывает опасения у вещателей тем, что обрушит и так хрупкий рынок рекламы для коммерческих FM радиостанций. Поэтому его внедрение воспринимается в штыки. В случае размещения системы в АЗРФ на аэростатной платформе система из локальной становится глобальной. «РАВИС» помимо выполнения информационных функций в АЗРФ создаст физическое поле, которое можно использовать для развёртывания системы полуактивной ПВО, для дифференциальных поправок систем позиционирования и для выполнения других специальных задач.
Достижение цели
Для обеспечения эффективного достижения целей проекта СКА и ухода от рефлекторного управления, необходимо использовать положения ГОСТ Р 548692011 по управлению проектом. Требуется решить такие вопросы, как бюджет проекта, базовый план проекта, расписание проекта, заказчик проекта, куратор проекта, команда проекта и др.
Данный проект будет интегрирован в программу развития АЗРФ по формированию новой экономики РФ, может послужить толчком для развития технологий и станет основой для глобальной ССОБ в Арктике в интересах Министерства обороны РФ, ВМФ и развития Русского Севера.