Эксперт компании ALP Group Александр Казеннов рассказывает, как меняются современные цифровые экосистемы в связи с процессом импортозамещения и чего нам ждать в будущем.
Сегодня под цифровой экосистемой понимают комплекс информационных систем, технологий, ИТ-продуктов и сервисов, взаимодействующих между собой и образующих единую сеть. Эта концепция выходит за рамки традиционной ИТ- и бизнес-инфраструктуры и включает широкий спектр элементов: от конечных клиентов, облачных вычислений, серверов и анализа данных до приложений на базе искусственного интеллекта и датчиков Интернета вещей.
Некоторые цифровые экосистемы знакомы каждому — сервисы Сбера, МТС, Тинькоффа или Яндекса. Регистрируя один аккаунт, пользователь получает доступ к целому комплексу услуг — от денежных переводов до доставки еды — а его данные свободно передаются между разными подсистемами.
Такие экосистемы создаются ИТ-подразделениями компаний-гигантов. Но подобные сети взаимосвязанных приложений существуют и внутри почти каждой крупной корпорации, вне зависимости от экономической отрасли, — просто пользуются ими не все жители страны, а десятки тысяч сотрудников внутри организации. Над такого рода проектами может работать как внутренняя ИТ-служба, так и привлеченный со стороны интегратор.
В последние годы типичный ландшафт цифровой экосистемы претерпел глубокую трансформацию. Рост облачных вычислений, распространение больших данных и достижения в области искусственного интеллекта ускорили темпы цифровизации. Но вопреки распространенному мнению, импортозамещение ПО не сильно повлияло на разработку цифровых продуктов для экосистем. Заменить все информационные системы и приложения в крупной компании в один момент невозможно. ИТ-миграция — это постепенный процесс.
Яркий пример проблемы, с которой российский бизнес ранее столкнулся в рамках импортозамещения — это отсутствие должного расчета себестоимости сделок при переводе системы управления базами данных с проприетарного ПО (Microsoft SQL Server) на импортонезависимое (Postgres Pro). Система не справлялась с нагрузкой, не успевала завершить расчеты за ночь, и у бизнеса возникала просадка. Но в этом направлении была проделана большая работа, и сейчас у нас уже есть рабочее решение.
Создание успешной цифровой экосистемы требует тщательного планирования. Разработчики должны учитывать такие факторы, как масштабируемость, функциональная совместимость, кибербезопасность, пользовательский опыт и др.
Можно сказать, что создание и развитие надежных цифровых экосистем становится стратегическим направлением для крупных российских предприятий. Способность использовать потенциал современных цифровых технологий в рамках целостной и взаимосвязанной структуры является не только конкурентным преимуществом, но и фундаментом для инноваций, эффективности и устойчивого успеха в быстро меняющейся бизнес-среде.