Читаем отчеты о прошедших телеком-форумах и видим некоторое замешательство. Специалисты заговорили, что вот-вот телеком-рынок до неузнаваемости изменит облик в рамках надвигающейся фундаментальной трансформации. Однако никто ни в чем до конца не уверен, кроме твердого убеждения: что-то будет. Вроде бы все, кто хотел и мог, влили в себя тех, кто был хоть чем-то полезен, а те, что есть, много чего предлагают, и все хорошо. Однако стабилизировавшийся в эпоху пандемии рынок не индицирует наличие какой-либо ниши, в которой можно было бы этак «пальнуть» по дереву успеха, чтобы и далее собирать его плоды.
Возможно, дело заключается в развивающихся технологических процессах, которые предоставляют сегодня новые возможности как для сложившихся операторов, так и для тех, кто может ими стать в обозримом будущем. Да и сам телеком пришел к практически оптимальной и простой структуре, выродившись в набор облаков, в рамках которых с помощью SDN и NFV (и, разумеется, искусственного интеллекта) можно создать виртуальную телеком и ИТ-реальность, а также каналов доступа к этим облакам (ЦОДам). Дело осталось за малым – что оптимизировать еще. Последнее может включать в себя как дальнейшее совершенствование сетевого/операционного/бизнес управления, так и дальнейшую кастомизацию сервисов.
Собственно, ростки будущего сетевого облика и их перспективных возможностей можно увидеть по появляющимся свойствам будущих сетей мобильной связи 6G. В частности, обещается, что очередное новое поколение связи будет отличаться появлением горизонтальной технологической коммуникационной платформы для многих разнородных отраслей всей экономики от здравоохранения и автомобильной промышленности до сельского хозяйства и госуправления. Модули связи, встроенные во все другие системы, как считается, станут «новым электричеством», от которого будут зависеть все отрасли и повседневная жизнь не меньше, чем от электричества «старого» (и даже иногда «зеленого»).
Все внимание к крайне низкой задержке распространения сигнала. Предыдущие поколения беспроводных сетей в основном, фокусировались на пропускной способности канала, то есть, того, какой объём данных можно через него пропустить в единицу времени. Чем больше пропускная способность, тем больше «труба» для таких услуг как, например, видеосервис Netflix. В 6G, наоборот, больше внимания будет уделено задержкам сигнала в сети, что выливается в то, сколько времени надо на реакцию и обучение сети. Типичное применение – аналитика на границе сети для Индустрии 4.0, например, граничные устройства Интернета Вещей (IoT), взаимодействующие с «дополненной реальностью», которая вполне может представлять собой голографические изображения в реальном времени. И люди, и машины чувствительны к задержкам в доставке информации (разумеется, каждый для своей). Своевременность доставки информации будет иметь решающее значение для сильно взаимосвязанного общества будущего. Новые приложения, которые интеллектуально взаимодействуют с сетью, потребуют гарантированной пропускной способности, своевременности поступления и даже своевременности разработки. Иначе говоря, грядет гораздо более серьезный уровень кастомизации, подкрепленный гораздо более серьезными требованиями к услугам связи от операторов нового поколения.
Под операторами нового поколения понимаются теперь провайдеры услуг класса NaaS (Network-as-a-Service) вместе со всем набором других облачных услуг, которые уже достигли высокого уровня автоматизации, что позволяет предоставлять динамичные программно-управляемые облачные сервисы. Они обладают возможностью полностью автоматического предоставления кастомизированных сервисов с программно-настраиваемыми и управляемыми сетевыми метриками SLA, а также выходящими за границы сетевых метрик вроде уровня безопасности, доступности, отказоустойчивости и т.п. Ожидается, что эти новые операторы будут исполнять роль операторов сквозных виртуальных слоев, не имеющих собственных физических ресурсов, но обладающих гораздо более широким сервисным потенциалом, нежели операторы традиционные.
Со всем этим сервисным потенциалом еще надо уметь управляться, поэтому грядет процесс перехода от образованных людьми иерархических систем к «плоским» автономным системам управления, в которых человек будет выполнять лишь роль их разработчика. Поскольку исполнение какого-либо процесса соответствующими программными приложениями без непосредственного участия человека называется автономностью, то и новые операторы вполне могут быть названы автономными, как, впрочем, и порождаемые ими в сквозных виртуальных слоях виртуальные сети. В целом, несмотря на использование термина «автономные сети», в действительности речь идет не сколько о самих сетях, физических и виртуальных, сколько о новых процессах управления ими и предоставляемыми с их использованием сервисами (разумеется, без подключения решений на основе искусственного интеллекта, здесь не обойдется). Считается, что помимо всего прочего это даст автономным интеллектуальным операторам снижение операционных затрат (особенно при организации сложных кастомизированных услуг с управляемым SLA) и более высокий уровень утилизации сетевых ресурсов.
В свою очередь, традиционные операторы со своим набором традиционных услуг связи характеризуются в целом низким уровнем автоматизации сетевого, операционного и бизнес-управления. Многое из приведенного выше для них недоступно и ограничено конкретными сетевыми ресурсами. Скорее всего, они будут играть роль операторов физических доменов, поддерживающих технологии SDN, NFV и пр., обладая набором стандартных открытых интерфейсов для взаимодействия с автономными операторами сквозных слоев.
В целом все «красиво», но что из всего этого получится в современной: местами – кризисной, местами – застойной ситуации (но, однако же, с большим потенциалом), покажет будущее.