Новые времена рождают новые идеи и новые технологии, которые, в свою очередь, отражаются на регулировании отрасли связи. Благодаря этому 30 мая в Москве прошло уже второе мероприятие под названием «ТЕЛЕКОМ: ПЕРЕЗАГРУЗКА» с участием министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максута Шадаева, председателя комитета ГД РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Александра Хинштейна, а также представителей из руководства компаний из пула поставщиков оборудования и операторского сообщества. С учетом услышанного хотелось бы остановиться на нескольких обсужденных темах.
Прежде всего, в стране успешно продвигается преодоление так называемого цифрового неравенства, и вот уже ставится задача зайти оптоволокном в населенные пункты с населением 50-100 человек, что можно только приветствовать.
Продолжается наступление на управляющие компании (точнее, на их произвол в части допуска операторов связи в дома) со стороны связистов. После вступления в силу ФЗ «О недискриминационном доступе операторов связи в многоквартирные дома» готовится к выходу (ожидается к сентябрю 2025 года) долгожданный и многострадальный документ – правила взаимодействия операторов связи и жителей многоквартирных домов. Как отметил А. Хинштейн, «рынок оплаты за вход в дома составлял 20 млрд руб. в год. Эти средства в подавляющем большинстве не доходили до жителей и растворялись в карманах управляющих компаний. Поэтому мы доработали итоговый документ, соблюдая интересы и операторов, и собственников квартир. Здесь важно выполнить все обязательства, установленные законом… Мы ориентируем региональные органы власти на то, чтобы они ввели контроль за тем, как исполняются эти требования». Как дополнил Президент ассоциации компаний связи Алексей Стуров, рынок оплаты за вход в дома на самом деле составляет больше 20 млрд руб. Просто «20 млрд руб. в год — это только то, что получилось посчитать по договорам. Но есть и неподсчитанный объем, который передается из рук в руки».
Кстати, в проекте правил не прописано максимальное или минимальное количество операторов, которое может присутствовать в каждом доме. Тем не менее, весь механизм взаимодействия с того момента, когда оператор хочет войти в дом, теперь прописан. «Необходимое условие — это наличие технической возможности для размещения сетей связи. То есть оператор делает запрос на разрешение установки оборудования. Если ему отказывают, то существует порядок обжалования такого решения. Есть порядок подключения к этой ситуации органов власти. Следующим этапом будет переход к вопросу ответственности за неисполнение требований», – уточнил А. Хинштейн. Как говорится, трудно возразить, и особенно при наличии ответственности за неисполнение.
Была бы крайне забавной, если бы не была столь грустной последняя «фишка» от региональных муниципалитетов, решивших воевать с физикой. Как рассказал вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти ПАО МТС Андрей Рего, они стали принимать правила благоустройства территории, в которых одним из пунктов значится запрет на строительство базовых станций и другого телеком-оборудования на определенном расстоянии (от 25 до 150 м) от социальных объектов и жилых домов. Подобные правила благоустройства территории уже приняли Московская, Вологодская, Ивановская, Костромская области и Пермский край, а также Пензенская, Тюменская, Ярославская области и планирует принять Санкт-Петербург. Причем чиновники на местах легко идут на такой шаг без согласования с федеральными органами, которые согласно 71-й статьи Конституции РФ имеют исключительное право на регулирование в данной сфере. Понятно, что указанные правила никак не учитывают вопросы сетевого радиопланирования, и теперь целые районы в некоторых городах России рискуют остаться без сплошного покрытия мобильной связью. Не секрет, что в крупных городах есть целые микрорайоны, которые включают только жилые дома или социальные объекты. Если следовать требованиям правил, то вокруг этих агломераций практически нельзя строить сети связи.
Как сообщают с мест, апофеозом наблюдаемого процесса может считаться ситуация в городе Магнитогорск Челябинской области, где глава города собрал всех местных операторов и сообщил: «Ставьте свои антенны за пределами города, а в город не лезьте!». Так и хочется сказать – господа операторы, отключите-ка все свои антенны в черте Магнитогорска. Ну а наступившая в результате этого ломка граждан из-за отсутствия мобильного Интернета довершит разъяснение законов физики.
Возможно, в лице муниципалитетов отечественное операторское сообщество столкнулось с западным «зеленым трендом», где дорвавшиеся до власти т.н. «зеленые» под маркой заботы о целой планете занялись уничтожением экономики собственных стран. Чтобы граждане и уголь не жгли, и чтобы коровы у них не пукали. Впрочем, в тех же странах давно развернуты сети 5G, базовые станции которых в городской застройке таки стоят, и довольно часто. Указанное крайне негативное для развития отрасли и улучшения качества жизни граждан ограничение действует на фоне норм СанПин, которые в десятки, а иногда и в сотни раз строже зарубежных. И операторам хотелось бы, чтобы установка базовых станций опиралась именно на действующие нормы СанПин, а не на ограничения по расстоянию до жилой или социальной застройки. Собственно, все можно измерить и доложить гражданам результат.
Что интересно, существование передатчиков ТВ-вещания и мощностью сотни Ватт в непосредственной близости от детских и медицинских учреждений как-то происходит незаметно, а вот базовые станции мобильной связи с мощностями до 20 Вт у всех на виду. Очевидно, здесь надо работать и с органами надзора, и с населением, чтобы объяснять и разъяснять политику Минцифры, как говорится, с цифрами в руках. И особенно гражданам с фобиями радиобоязни, у которых через эфир то мозги жарятся, то прямо в эти мозги враги вещают.
Следует иметь в виду, что ситуация еще сильней осложнится при переходе на базовые станции 5G, где предусмотрена работа на частотах 24 ГГц и выше. Подобный сигнал не способен эффективно работать на открытой местности на расстоянии более нескольких сотен метров между передатчиком и приемником. Но нет худа без добра – приведенные выше муниципальные инициативы частично решат проблему нехватки в стране телеком-оборудования. Новое не придется производить хотя бы только потому, что его некуда будет ставить.
Еще одна «горячая» тема – производство отечественно электронной компонентной базы от процессоров до резисторов и конденсаторов, о чем высказались все представители производителей оборудования. Не секрет, что сегодня перед ними поставлена задача производить отечественное, причем из отечественного. Но где взять последнее? Рынок, говорят, у нас не слишком большой, чтобы выгодно было этим заниматься. Невыгодно, понимаешь, поэтому и нет ничего. Главное – любым путем в ТОРПе прописаться и стать отечественным производителем.
Как представляется, тут и должна быть приложена основная регуляторная сила со стороны государства, хотя бы в лице Минпромторга. Нужно определить цели, нужны пути решения, нужны инвестиции со стороны государства, нужен контроль, нужна экспертиза. Проще говоря, нужен системный подход. У китайцев 30 лет назад тоже ничего не было, но они построили производственно-финансовую цепочку и выиграли. И если не можем резисторов наделать, то какие спутники, какое оборудование связи…
Кстати об оборудовании. На мероприятии было сообщено, что Правительством РФ принята Стратегия развития отрасли связи Российской Федерации на период до 2035 года. Заглянув в нее, можно увидеть много интересных цифр в части достигнутого и перспективного. При этом Стратегия реализуется в рамках двух этапов, второй из которых (2031 – 2035 годы) включает в себя такие показатели, как подключение к фиксированному ШПД 98% домохозяйств и социально-значимых объектов со скоростью подключения не менее 1 Гбит/с, а также развёртывание сетей 5G на отечественном оборудовании во всех городах с населением от 100 тыс. человек.
Честно говоря, ожидаемые показатели ШПД через 11 лет радуют несильно, потому что кое-где они достижимы уже сейчас, а занижение «планки» не является стимулом к развитию отечественных разработок. В разговорах с участниками рабочих групп, работавших над Стратегией, выяснилось, что изначально был согласован показатель 10 Гбит/с, но в момент верстки документа он оказался занижен в 10 раз. Очевидно, с заниженными показателями будет проще отчитаться по достигнутым результатам тем операторам, кто занимается развертыванием ШПД, но, как представляется, цели надо ставить амбициозные. К тому же по скоростям доступа, как было отмечено на конференции, наша страна находится между 105 – 110 местами в мире, а именно в группе африканских стран, где еще не развернуты сети 5G. Ну нет у нас сетей 5G. Но мы верим, что будут. Да и Стратегия опять же говорит об этом.
Что касается ШПД, то нам надо разрабатывать технологии и оборудование, догонять и смотреть в будущее. Пусть будут 98% с 1 Гбит/с, но пусть будут хотя бы 20% с 10 Гбит/с на отечественном оборудовании. Приведенный в Стратегии стремительный рост трафика не даст соврать.