Понятия облака и облачных услуг на данный момент стали весьма расплывчатыми. Практически все современные продукты и услуги в сфере ИТ стали подпадать в той или иной степени под расширяющееся определение облака. Маркетологи из разных областей начали применять облачный лейбл ко всему, что можно отнести, по их мнению, к данной сфере, будь то публичные сервисы, бизнес услуги, программное обеспечение и даже потребительская электроника с минимальным наличием соответствующего функционала.
Как итог, для большинства клиентов понятие облака свелось фактически к одному определению: это онлайн-сервис, расположенный на площадке провайдера услуг. Под данное определение подходят практически любые пользовательские и бизнес интернет-сервисы, что затрудняет для клиента понимание что же такое облако на самом деле, и больше представляется как модный маркетинговый ход.
В бизнес-среде понимание облака, безусловно, несколько иное, особенно среди технически подкованных клиентов. Но среди малого, а иногда и среднего бизнеса зачастую встречаются клиенты, имеющие очень отдалённое представление об облачных услугах в целом, для которых основной задачей является просто перенос определённых сервисов за пределы их офиса.
Для таких клиентов облака действительно пока ещё не существуют, так они не видят разницы между арендой готового или размещением собственного сервера в дата-центре, арендой обычного виртуального сервера, размещением сервиса в облаке и приобретением готового облачного сервиса. С точки зрения клиента во всех случаях решается одна и та же задача, различается же только стоимость. Но данное мнение меняется чаще всего под влиянием двух основных факторов: проблемы при использовании классических услуг, и повышение требований к ИТ-инфраструктуре при росте компании, часто совмещённое с наймом квалифицированного технического персонала.
С точки зрения технически грамотных клиентов определение облака тоже не всегда выглядит одинаковым. Некоторые клиенты в основу ставят отказоустойчивость, другие гибкость, третьи — оплату по факту использования, но, как правило, основные параметры, отличающие облако от классических услуг, примерно одинаковы. Ниже будут перечислены те параметры, которые чаще всего запрашиваются технически подкованными клиентами. Именно эти характеристики по мнению клиентов являются определяющими облако, помимо размещения услуги на площадке сервис-провайдера.
- Надёжность и отказоустойчивость. По мнению клиентов, все основные системы облака должны быть зарезервированы, и, в случае сбоя одного из компонентов, сервис не должен прерываться, либо должен автоматически подниматься в кратчайшие сроки. Услуга должна быть доступна 24/7.
- Гибкость изменения услуг. Важная характеристика, позволяющая клиентам в минимальные сроки безболезненно нарастить объём приобретаемых услуг, или наоборот убавить в случае отсутствия необходимости в них.
- Оплата по факту использования. Характеристика, плавно вытекающая из предыдущей. Увеличил потребление услуги – платишь больше, убавил – платишь меньше. Для клиента, как правило, очень важна динамическая денежная составляющая в облачных услугах.
- Удобное управление услугой. Клиенты с подросшими запросами часто хотят самостоятельно управлять приобретаемой облачной услугой, иметь удобные инструменты для этого и многофункциональную систему управления.
Существует множество других характеристик, запрашиваемых клиентами, но именно эти встречаются практически в каждом клиентском запросе на облако. Эти вопросы действительно актуальны, и позволяют клиентам определить насколько услуги провайдера относятся к облачным, а насколько — к маркетинговым заявлениям.