«Золотой цифровой профиль» россиянина. Законопроектом предусмотрено создание единой базы данных о населении

На этой неделе депутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект «О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации». На рассмотрение в нижнюю палату парламента этот документ был внесен Правительством страны летом.

Законопроектом предусмотрено создание единой базы данных о каждом гражданине России, в которой будут собраны основные и дополнительные сведения. К основным (базовым) сведениям о физическом лице относятся, в частности, фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, смерти, пол, реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении и смерти, страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), а к дополнительным – семейное положение, родственные связи и др. В отношении иностранных граждан в создаваемую базу планируется включить данные о правовом положении на территории Российской Федерации.

Предполагается, что этот ресурс не только объединит официальные данные гражданина, но и позволит обеспечить их синхронизацию со всевозможными ведомственными информационными системами. В роли оператора единой базы данных выступит Федеральная налоговая служба (ФНС), которая сравнительно недавно была наделена полномочием по формированию электронной системы записи актов гражданского состояния. Формировать новый информационный ресурс планируется на основании сведений, имеющихся у ФНС, МВД, Минобороны, Минобрнауки, Росморречфлота, государственных внебюджетных фондов. Предоставляться данные будут в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

В случае принятия закон начнет действовать с начала 2022 г., правда, с поправкой на то, что переходный период продлится до конца 2025 г. Актуальность создания такого ресурса власти объясняют несколькими аргументами: потребностью увеличить собираемость налогов, наведением порядка в предоставлении социальной поддержки и борьбой с различными схемами мошенничества в смежных сферах. Кроме того, как ожидается, удастся повысить оперативность и качество принимаемых решений в сфере госуправления, сократить сроки оказания госуслуг, обеспечить переход на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физических лиц.

 

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что сейчас в стране отсутствует единый централизованный информационный ресурс, который содержит базовые сведения о населении России и предоставляет возможность путем информационного взаимодействия с иными информационными ресурсами получить полные и достоверные сведения о физическом лице. Такие сведения необходимы, в частности, для осуществления налоговыми органами своей контрольной функции.

 

Для ведения федерального ресурса о населении предлагается создать соответствующую государственную информационную систему. Наполнять ее планируется сведениями о гражданах Российской Федерации из иных государственных и муниципальных информационных ресурсов органов госвласти, местного самоуправления, управления государственными внебюджетными фондами. Для сведений об одном физическом лице в федеральном ресурсе о населении отводится одна запись, которая подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью Обязанность защиты сведений также возложена на ФНС.

Что касается правил и процедур формирования, а также ведения нового федерального ресурса о населении, то согласно законопроекту Правительству РФ предстоит утвердить целый ряд документов: порядок гармонизации сведений о физических лицах в государственных информационных ресурсах; порядок формирования номера записи федерального ресурса о населении; порядок формирования, внесения изменений и восстановления записи федерального ресурса о населении; порядок внесения сведений о населении в единый федеральный ресурс, а также их гармонизации с иными информационными ресурсами; порядок направления сведений в федеральный ресурс (в том числе их перечень и сроки передачи); порядок функционирования федеральной информационной системы; порядок предоставления сведений из единого федерального ресурса о населении. Кроме того, к полномочиям Правительства РФ относятся утверждение особенностей обособленного формирования сведений федерального ресурса о населении.

 

Оперативное рассмотрение указанного законопроекта – еще одно свидетельство настойчивых попыток правительства собрать эталонные данные о населении страны, создав «золотой цифровой профиль» гражданина. Без такого ресурса, на который могли бы ориентироваться другие государственные информационные системы, не построить Национальную систему управления данными, предполагающую консолидацию многочисленных ИС. Среди целей этой системы – синхронизировать разрозненные государственные информационные ресурсы (по некоторым сведениям, их примерно 800), повысить эффективность планирования, точность статистики, расчета бюджетных ресурсов, обеспечить налоговое администрирование на основе цифровых источников данных о налогоплательщиках. Синхронизация данных в условиях, когда для идентификации гражданина в одной системе требуется ИНН, в другой – паспортные данные, а в третьей – номер водительского удостоверения, – вызов для разработчиков и аналитиков, которым предстоит провести аудит государственных информационных ресурсов.

Решение этой амбициозной задачи в большой мере будет зависеть от того, насколько ведомства сумеют предоставить достоверные, полные и актуальные сведения, а налоговая служба обеспечит их защиту. Централизация учета граждан вдвойне актуальная задача в свете предстоящей переписи населения. Несмотря на расходуемые на эти цели средства (бюджет переписи населения в 2020 г. – 50 млрд руб.), собираемые данные вызывают немало нареканий и у руководства страны, и у граждан.

 

Создание «золотого цифрового профиля» каждого россиянина – шаг к построению национальной системы управления данными как аналитического инструмента для выработки решений в сфере госуправления. Но при условии, что правительству удастся реализовать на практике единый порядок сбора, обработки, хранения и использования данных по принципу однократного их предоставления в систему и многократного применения в дальнейшем. Хочется надеяться, что на этапе разработки правил и процедур формирования единой базы данных о каждом гражданине России предложенные требования будут коррелировать с положениями нормативных документов, регулирующих порядок создания Национальной системы управления данными, а также управления информационными потоками в ведомствах и госучреждениях.

Поправки ко второму чтению законопроекта «О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации» должны быть представлены в срок до 16 октября 2019 г.

www.connect-wit.ru

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку