Российским властям предложили с нового учебного года ввести в школах и вузах принципиально новую должность – ИТ-директора, отвечающего за цифровизацию учебного процесса, сообщило ТАСС. С такой инициативой выступила автономная некоммерческая организация «Институт прогрессивного образования». Предложение направлено главам Минпросвещения РФ, Минобрнауки РФ и Минцифры РФ.
Должность на стыке информатизации и педагогики
С целью повышения эффективности цифровизации образовательного процесса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» предлагается реализовать три инициативы.
Первая – ввести должность ИТ-директора в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях (завуч/проректор по цифровизации) с нового 2021–2022 учебного года.
Вторая – разработать профессиональный стандарт ИТ-директора образовательного учреждения.
Третья – проводить курсы дополнительной профессиональной подготовки для ИТ-специалистов по образовательному процессу.
ИТ-директором в образовании должен быть «не просто технический специалист, а профессионал, обеспечивающий грамотную интеграцию технологий в учебный процесс, развитие внешних и внутренних цифровых коммуникаций образовательного учреждения для повышения эффективности обучения», говорится в письме.
На ИТ-директора должен быть возложен широкий комплекс задач, связанных с цифровизацией образовательного процесса, они помогут выстроить цифровые процессы по управлению образовательной организацией.
Практика введения директоров по технологиям в штатное расписание школ, колледжей и университетов за последние годы получила распространение в США, Великобритании, Швейцарии, Финляндии и других странах.
Цифровая трансформация образования
Как отмечается в письме, масштабная цифровизация современного общества, переход России к экономике 4.0 требуют не только новых умений от выпускников школ и вузов, но и качественно иного подхода к организации учебного процесса.
Цифровая трансформация образования включает в себя развитие современной инфраструктуры учебных заведений, внедрение интерактивных методик в обучение, разработку электронного образовательного контента и учебно-методических программ с использованием современных технологий, в том числе искусственного интеллекта, повышение цифровой грамотности педагогов и многое другое.
«В российских образовательных учреждениях практически отсутствуют специалисты, которые, с одной стороны, имели бы необходимые компетенции для управления этим блоком, а с другой – полномочия заниматься непосредственно и только им», – отмечается в письме.
Кто отвечает за цифровизацию школы и вуза
Согласно исследованию, проведенному АНО, за цифровизацию в российских школах чаще всего отвечают учителя информатики и лаборанты компьютерных классов наряду со своими основными обязанностями. Реже эти задачи возложены на системного администратора или специалиста, подрядную организацию по договору. Лучше ситуация в вузах технологического профиля, где эта работа возложена на специальные подразделения, а контроль ее выполнения на одного из проректоров.
В типовых штатных расписаниях на уровне административного персонала должности специалистов по цифровизации не предусматриваются. Например, в Московской области предусмотрены должности техников и инженеров по обслуживанию компьютерных классов, а в Санкт-Петербурге такая работа выполняется не на постоянной основе, а по договору.
Шансы новой должности
В том, что школы, средние и высшие учебные заведения нуждаются в специалистах, способных обеспечить цифровизацию учебного процесса, сомневаться не приходится. В случае введения такой единицы в штатное расписание, должность будет востребованной.
Онлайн-обучение, как и преподавание уроков в смешанном формате в период пандемии, показало, что образовательная среда нуждается в трансформации, интеграции технологий в процесс преподавания, а педагоги, осваивающие цифровые инструменты, заинтересованы в помощи ИТ-специалистов. Разрабатываемые цифровые платформы, обучающие материалы в цифровом формате также требуют приложения усилий специалистов, которые станут проводниками этих продуктов в школах, колледжах, техникумах и вузах.
Другой вопрос – где найти достаточное количество хорошо подготовленных специалистов. Если спустить обязательное требование укомплектовать штат к началу нового учебного года, то вполне может оказаться так, что сотрудники, которые обслуживают компьютерные классы, преподаватели информатики займут новые должности, не имея четкого плана действий.
Разработка профессионального стандарта ИТ-директора образовательного учреждения, программ дополнительной профессиональной подготовки для ИТ-специалистов по образовательному процессу представляются первоочередными задачами на стадии обсуждения поступивших инициатив. Что ответят профильные министерства, куда автономная некоммерческая организация направила свое предложение?