Завуч и проректор по ИТ

Российским властям предложили с нового учебного года ввести в школах и вузах принципиально новую должность – ИТ-директора, отвечающего за цифровизацию учебного процесса, сообщило ТАСС. С такой инициативой выступила автономная некоммерческая организация «Институт прогрессивного образования». Предложение направлено главам Минпросвещения РФ, Минобрнауки РФ и Минцифры РФ.

Должность на стыке информатизации и педагогики

С целью повышения эффективности цифровизации образовательного процесса в рамках приоритетного национального проекта «Образование» предлагается реализовать три инициативы.

Первая – ввести должность ИТ-директора в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях (завуч/проректор по цифровизации) с нового 2021–2022 учебного года.

Вторая – разработать профессиональный стандарт ИТ-директора образовательного учреждения.

Третья – проводить курсы дополнительной профессиональной подготовки для ИТ-специалистов по образовательному процессу.

ИТ-директором в образовании должен быть «не просто технический специалист, а профессионал, обеспечивающий грамотную интеграцию технологий в учебный процесс, развитие внешних и внутренних цифровых коммуникаций образовательного учреждения для повышения эффективности обучения», говорится в письме.

На ИТ-директора должен быть возложен широкий комплекс задач, связанных с цифровизацией образовательного процесса, они помогут выстроить цифровые процессы по управлению образовательной организацией.

Практика введения директоров по технологиям в штатное расписание школ, колледжей и университетов за последние годы получила распространение в США, Великобритании, Швейцарии, Финляндии и других странах.

Цифровая трансформация образования

Как отмечается в письме, масштабная цифровизация современного общества, переход России к экономике 4.0 требуют не только новых умений от выпускников школ и вузов, но и качественно иного подхода к организации учебного процесса.

Цифровая трансформация образования включает в себя развитие современной инфраструктуры учебных заведений, внедрение интерактивных методик в обучение, разработку электронного образовательного контента и учебно-методических программ с использованием современных технологий, в том числе искусственного интеллекта, повышение цифровой грамотности педагогов и многое другое.

«В российских образовательных учреждениях практически отсутствуют специалисты, которые, с одной стороны, имели бы необходимые компетенции для управления этим блоком, а с другой – полномочия заниматься непосредственно и только им», – отмечается в письме.

Кто отвечает за цифровизацию школы и вуза

Согласно исследованию, проведенному АНО, за цифровизацию в российских школах чаще всего отвечают учителя информатики и лаборанты компьютерных классов наряду со своими основными обязанностями. Реже эти задачи возложены на системного администратора или специалиста, подрядную организацию по договору. Лучше ситуация в вузах технологического профиля, где эта работа возложена на специальные подразделения, а контроль ее выполнения на одного из проректоров.

В типовых штатных расписаниях на уровне административного персонала должности специалистов по цифровизации не предусматриваются. Например, в Московской области предусмотрены должности техников и инженеров по обслуживанию компьютерных классов, а в Санкт-Петербурге такая работа выполняется не на постоянной основе, а по договору.

Шансы новой должности

В том, что школы, средние и высшие учебные заведения нуждаются в специалистах, способных обеспечить цифровизацию учебного процесса, сомневаться не приходится. В случае введения такой единицы в штатное расписание, должность будет востребованной.

Онлайн-обучение, как и преподавание уроков в смешанном формате в период пандемии, показало, что образовательная среда нуждается в трансформации, интеграции технологий в процесс преподавания, а педагоги, осваивающие цифровые инструменты, заинтересованы в помощи ИТ-специалистов. Разрабатываемые цифровые платформы, обучающие материалы в цифровом формате также требуют приложения усилий специалистов, которые станут проводниками этих продуктов в школах, колледжах, техникумах и вузах.

Другой вопрос – где найти достаточное количество хорошо подготовленных специалистов. Если спустить обязательное требование укомплектовать штат к началу нового учебного года, то вполне может оказаться так, что сотрудники, которые обслуживают компьютерные классы, преподаватели информатики займут новые должности, не имея четкого плана действий.

Разработка профессионального стандарта ИТ-директора образовательного учреждения, программ дополнительной профессиональной подготовки для ИТ-специалистов по образовательному процессу представляются первоочередными задачами на стадии обсуждения поступивших инициатив. Что ответят профильные министерства, куда автономная некоммерческая организация направила свое предложение?

 

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку