В России пользователям будут платить за утекшие в сеть персональные данные. Механизм выплаты компенсаций для пострадавших пользователей может появиться в России. Для того, чтобы получить выплату, достаточно будет подать заявку через портал госуслуг. В Роскомнадзоре уверены, что компании должны самостоятельно извещать пострадавших клиентов о подтвержденных фактах утечек и предлагать соразмерную компенсацию. Тем не менее такой инструмент не должен стать способом откупиться и сократить штрафы для операторов персональных данных.

 

Механизм компенсации

Роскомнадзор работает над созданием механизма получения компенсаций через «Госуслуги» для россиян, пострадавших от утечек персональных данных. «Один из механизмов, который сейчас предлагается, – и Минцифры подтверждает возможность его реализации – через портал госуслуг дать лицам, чьи данные попали в общий доступ, заявить об этом и потребовать компенсацию непосредственно от оператора, без суда, без подтверждения принадлежности этих персональных данных», – рассказал замглавы ведомства Милош Вагнер журналистам.

В таком случае достаточно будет только авторизации на портале госуслуг – не нужно будет обращаться к оператору напрямую и затем идти в суд.

По предварительным планам система будет выстроена так, что оператор, у которого произошел инцидент с утечкой, будет приходить к пользователям через портал госуслуг, уведомлять их о случившемся, а также предлагать соразмерную компенсацию. Если же утечка произошла на платформе, которой вы пользуетесь, но компания ни о чем не уведомила, то вы также вправе самостоятельно запросить у нее информацию о том, происходила ли утечка ваших данных и обратиться за компенсацией, напомнил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин.

«При этом важно понимать, что факт утечки, в первую очередь, должен быть доказан. Если вам пришло уведомление от браузера, что ваши данные были скомпроментированы, это еще не означает, что ими уже воспользовались хакеры и пора обращаться за компенсацией. Вполне возможно, что утекшие данные уже давно неактуальны – вы сменили пароль, а в сети фигурируют только данные о самой учетной записи. При этом, если утечка действительно произошла, человеку не нужно будет ничего доказывать. Сам факт будет подтверждать сама компания, эту информацию также проверяет Роскомнадзор. Хочется верить, что достаточно будет одного заявления, чтобы реакция провинившейся компании последовала. Однако в случае ее отсутствия, я считаю, заявление можно дублировать. Можно также обратиться в Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде при Роскомнадзоре – там специалисты готовы оказывать бесплатную юридическую помощь по таким вопросам», – рассказал депутат.

В поисках компромисса

Размер компенсации, которая будет выплачиваться за утечки, компании, скорее всего, будут определять самостоятельно. При этом принципиальный момент заключается в том, чтобы предложенная компенсация устроила самого пользователя – это могут быть, например, даже купоны на скидки, но только с согласия самого человека. «Откупаться маленькими суммами компании вряд ли будут, потому что в случае введения механизма компенсаций для них будет действовать снижение оборотного штрафа за утечку. Например, 1% вместо 3%. По идее, оставшиеся 2% как раз должны идти на компенсации пострадавшим пользователям», – добавил Немкин

Механизм получения компенсаций за утечки должен вводиться одновременно с изменениями в законодательстве в части наказания для операторов за утечки – его также планируют ужесточить, так как существующих сейчас штрафов недостаточно. «Сейчас как раз прорабатываются вопросы, связанные с тем, как уполномоченные органы будут доказывать факт вины оператора в утечке, если он сам отказывается это подтвердить и оспаривает свою причастность к инциденту в суде. В целом, хочу подчеркнуть, что система должна работать комплексно. Ее главная цель – сделать так, чтобы человек понимал: он не один в своей беде, о его данных заботится и государство, и сами компании. Пока инициатива находится в стадии разработки, и регулятору, и экспертному сообществу еще предстоит обсудить предложенные инициативы с бизнесом. Уверен, найдется такой вариант, который будет компромиссным для всех, а главное самым действенным для граждан», – заключил парламентарий.

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку