В годы приватизации в начале 1990-х авторы механизма разделения госимущества внушали гражданам, что причитающейся им доли хватить для покупки как минимум двух автомобилей «Волга» (одного из символов достатка тех лет).
Идея о том, что каждый россиянин без особых усилий вот-вот сможет поправить свое финансовое положение, если распорядится тем, что ему по праву принадлежит, похоже, неистребима в нашей стране. В очередной раз ее попытался реанимировать Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), предложивший узаконить свободный оборот деперсонализированных пользовательских данных на рынке.
Авторы инициативы оценили потенциальные доходы граждан. Тот, кто особенно преуспеет в этом сегменте «торговли», может рассчитывать на прибавку в личный бюджет в сумме от 15 тыс. до 60 тыс. руб. в год. На днях стало известно, что уже подготовлен проект изменений в закон «Об информации».
Представитель ФРИИ пояснил происхождение инициативы. Сейчас закон не дает ясного ответа на вопрос, кому принадлежат персональные данные. И некоторые операторы персональных данных распространяют их на коммерческой основе без согласия субъекта, а другие, напротив, боятся ими торговать, что и сдерживает развитие легального рынка. ФРИИ предлагает ввести термин «деперсонализированные данные» и предусмотреть их свободное обращение на рынке.
В таком случае граждане смогут предлагать бизнесу свои данные за вознаграждение, предварительно уточнив цель и срок их использования. Приобретение данных бизнесом станет возможным, если гражданин даст согласие на их обработку. И тогда продавец данных сможет рассчитывать на отчисление в свою пользу процента от совершаемых сделок. В то же время гражданин, отказавшийся дать согласие на обработку данных, исключит их из оборота.
Перспектива зарабатывать на персональных данных может подтолкнуть граждан к регистрации в качестве самозанятых, полагают в Фонде развития интернет-инициатив. При этом в казну потекут дополнительные средства, в частности налоговые перечисления от юридических лиц, которые участвуют в обороте данных. Появление в бизнес-среде механизма легального обмена данными пользователей, дополнительная выручка рассматриваются как инструменты развития этого рыночного сегмента и как фактор борьбы с теневой экономикой.
Первые появившиеся в СМИ отклики на идею ФРИИ показывают, что сторонников у нее немного. По мнению одних экспертов, «вилка доходов» от 15 тыс. до 60 тыс. руб. чересчур оптимистична, если не сказать завышена – речь может идти всего о нескольких тысячах в год. И это едва ли вдохновит граждан пройти процедуру регистрации в качестве самозанятых. Другие эксперты обращают внимание на предлагаемый термин «деперсонализация». Буквальная его трактовка означает, что при наличии свободной торговли клиентскими данными можно забыть об ответственности, наступающей в случае их утечки. При желании деперсонализированные данные можно соотнести с конкретным человеком. Правда, на этот счет мнения расходятся, начинаются разговоры вокруг подмены или сравнения с еще одним понятием – «обезличивание». Дескать, именно деперсонализированные, а не обезличенные данные гарантируют отсутствие связи с человеком. Даже при наличии сопутствующих сведений не удастся установить субъект.
Указывается, что сейчас персональные данные собираются и обрабатываются в деперсонифицированном виде без выплаты вознаграждения, а иногда и без согласия на то пользователя. При обсуждении инициативы ФРИИ высказывается мнение и о том, что в подобных законодательных нововведениях заинтересованы прежде всего крупные игроки розничного рынка, например в банковской, торговой, телеком-, интернет-сферах.
На днях стало известно, что в Роскомнадзор уже поступил инициированный ФРИИ законопроект с предложением разрешить россиянам возможность зарабатывать на предоставлении доступа к персональным данным. Свое заключение ведомство даст в течение месяца. Министерство цифрового развития, коммуникаций и связи РФ также рассмотрит инициативу Фонда развития интернет-инициатив разрешить свободный оборот на рынке деперсонализированных пользовательских данных, сообщил министр Константин Носков в ответ на вопрос об инициативе ФРИИ внести соответствующие изменения в закон «Об информации».
Потенциальная возможность «самостоятельно распоряжаться и контролировать оборот своих персональных данных» очень смахивает на историю с ваучерной приватизацией. На ее волне создавались всевозможные фонды, приватизационные чеки принимали с дисконтом. Люди, не знавшие, как распорядится свалившимся как снег на голову «богатством в размере двух «Волг»», пытались закрыть имевшиеся долги, многие продавали эти бумаги за жалкие гроши. Мгновенно возникали мошеннические схемы. И хорошо, если на вырученные большинством средства от реализации своего ваучера, а то и не одного (если речь шла о близких родственниках), удавалось купить игрушечный автомобиль.
Очередная попытка разбудить в массах предпринимательскую инициативу, независимо от того, что идет в ход – ваучеры, земельные паи или персональные данные, выглядит весьма сомнительной. А прогнозируемый заработок на предоставлении доступа к персональным данным, если законодатели одобрят нововведение, станет возможным лишь для избранных. Так же, как получилось это в 90-е у преуспевших в обмене полученного ваучера.