Накануне в первых строчках новостных лент появилась новость о возможных планах ограничить доступ к сайту Booking.com с территории России. Сезон отпусков, по традиции набирающий обороты в период, когда весна передает климатические бразды правления лету, – самое благодатное время, чтобы привлечь внимание к возникшей идее. На нее обратили внимание даже те, кто впервые услышал о сервисе онлайн-бронирования гостиниц.

Сайт Booking.сom, созданный 23 года назад в Амстердаме, где и сейчас находится его штаб-квартира, в настоящее время принадлежит американской корпорации Booking Holdings. Доступный на более чем 40 языках ресурс онлайн-бронирования отелей остается одним из самых посещаемых в мире. В нашей стране это очень популярный сервис, доля которого, по некоторым данным, составляет не менее 60–70% общего количества заявок на онлайн-бронирование отелей российскими пользователями.

Из-за чего грянул информационный гром? Руководитель группы компаний «Свой туристический сервис» Сергей Войтович, как на днях выяснилось, еще в апреле направил в Минкультуры открытое письмо, в котором предлагает ограничить пользование сервисом для российских туристов в части бронирования ими отечественных отелей и гостиниц.

Фактически сервис Booking.сom ведет на территории России туроператорскую деятельность (через сайт можно заказать гостиницу, приобрести авиабилет, оформить трансфер), но юридически не является туроператором и не платит соответствующие взносы. По словам автора открытого письма, компания является единственным каналом продаж для многих российских отелей и получает возможность хранить и обрабатывать данные туристов.
Идея, заслужившая внимание госчиновников и отраслевых организаций туриндустрии, на днях получила развитие. Министерство культуры поручило «Ростуризму» представить свою позицию о деятельности Booking.com в России. Соответствующее письмо поступило в агентство на текущей неделе. При этом само министерство уже заявило, что категорически против постановки вопроса о запрете использования сервиса Booking.com в России.

По словам директора департамента туризма и региональной политики Минкультуры России Ольги Яриловой, «Минкультуры России не имеет полномочий по запрету на использование сервиса Booking.com, равно как и планов по какому-либо регулированию его деятельности на территории Российской Федерации. Более того, ведомство категорически против подобной постановки вопроса в принципе». Она же подтвердила, что в министерство действительно поступало обращение руководителя группы компаний с инициативой ограничить действие данного сервиса на территории нашей страны.

«В точном соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 №59-ФЗ, а также типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства №30 от 19.01.2005, Минкультуры России направило в профильное ведомство («Ростуризм») указанное обращение гражданина с целью подготовки ответа. Это абсолютно стандартная процедура, которая носит технический характер», – пояснила представитель Минкультуры. В профильном министерстве подчеркнули, что «работе сервиса Booking.com на территории Российской Федерации ничто не угрожает».

Стоит отметить, что пару лет назад с аналогичным пожеланием ограничить работу этого сервиса в Федеральную антимонопольную службу обращались представители другого туристического агентства. Их недовольство было продиктовано договорами, которые Booking.com заключает с гостиницами-контрагентами. Раздражителем стал обязательный пункт соглашения, в соответствии с которым стоимость размещения в системе должна быть самой низкой. ФАС доводы авторов обращения не поддержал. Однако сама история подтолкнула профильные организации и ведомства к обсуждению идеи создания российского аналога онлайн-бронирования.

Периодически над Booking.com сгущаются тучи и в других странах. В частности, Booking.сom обвиняли в давлении на отели и нарушении антимонопольного законодательства в Великобритании, Германии, США, Франции, Швейцарии. Год назад сообщалось о блокировке сервиса онлайн-бронирования Booking.com на территории Турции согласно постановлению стамбульского суда. Принятию решения предшествовали претензии в нарушении антимонопольного законодательства на фоне ухудшения политических отношений между Нидерландами и Турцией. Постановление суда было принято по иску, поданному Союзом туристических агентств Турции.

Во всей этой истории обращают на себя внимание несколько моментов. По некоторым данным, наибольший трафик сервису обеспечивает Россия, опережая США. И это повод задуматься над тем, как собственными силами удовлетворить потребность пользователей в онлайн-услугах, которые сейчас на пике популярности среди россиян, готовых путешествовать по миру, несмотря на политический климат на международной арене.

У тенденции глобализации в мире ИТ прорисовываются новые грани. Во-первых, под давлением политических реалий с их новыми или хорошо знакомыми лидерами, которые из персон постепенно превращаются в политические явления. Во-вторых, под напором требований национальных законодательств, еще недавно не оперировавших многими новыми юридическими терминами, которые теперь у всех на слуху. В связи с этим крупные мировые ИТ-игроки вынуждены проявлять гибкость, адаптироваться к современным условиям, чтобы не потерять локальные рынки и защитить уже сделанные инвестиции. Хороша ли эта тенденция – вопрос оценки и субъективных суждений.

Что касается моей личной точки зрения, то она заключается в следующем. Если Booking.сom ведет в России туроператорскую деятельность, но юридически не является туроператором и при этом не платит взносы, то это вопрос администрирования и эффективности многочисленных контролирующих органов. Если инициатива прибегнуть к запрету или ограничению деятельности сервиса продиктована исключительно тем, чтобы, сыграв на санкционных и антисанкционных пикировках, попытаться отстоять коммерческие интересы, пролоббировать выгодные с точки зрения бизнеса законодательные или административные решения, то я категорически против.

Как потенциальный пользователь онлайн-сервиса, потребитель услуг отечественного бизнеса в сфере туризма ратую за сохранение ассортимента возможностей. Автор инициативы полагает, что отели не заинтересованы в сотрудничестве с туроператорами, поскольку Booking.сom контролирует большую долю рынка. С недавних пор и я перестала интересоваться услугами туроператоров. Случилось это после того, как в нескольких туркомпаниях отмахнулись от конкретной просьбы забронировать отель. Ответы типа «мы не работаем с этим отелем», «гостиница, которую вы выбрали, на наш запрос не отвечает», «мест на указанные даты нет» не устроит никого.

Подобное отношение к клиенту на Booking.сom, если судить по моему опыту, исключено. Более того, стоило мне всего пару раз воспользоваться его услугами, как поступило предложение, от которого я не смогла отказаться. И дополнительные расходы на поездку не только не смутили (и предложение, и комфорт, и удобство, как потом выяснилось, того стоили), а заставили пересмотреть свое отношение к базовым условиям бронирования. Booking.сom найдет способ пойти навстречу. А интерес к услугам российских операторов вернется лишь в том случае, когда желания потенциального клиента не будут переводить в категорию невыполнимых.

 

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку