В Корпоративном университете “Сбербанка” состоялся семинар «Цифровая трансформация и перспективы регулирования цифровой экономики», в работе которого приняли участие Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин, лидеры парламентских фракций, председатели комитетов нижней палаты Парламента, а также председатель правления «Сбербанка России» Герман Греф и его заместитель Анатолий Попов [1]. Программа семинара включала широкий круг вопросов “цифрового права”, в том числе цифровое государственное управление, предотвращение киберугроз, развитие ИИ в государственном секторе, различные законы Российской Федерации в сфере ИТ и другие темы.
Результаты digital transformation 2020
Открывая семинар, Вячеслав Володин указал на необходимость создания условий для развития цифровых технологий в РФ и обеспечения защиты граждан. “Это тоже важная тема. Когда мы говорим о больших данных, когда мы говорим о телемедицине и в целом о медицинской информации, о полезных сервисах, есть пользователь сайта, он должен выбирать. Есть неприкосновенность частной жизни, есть защита персональных данных – это тоже темы, – заметил спикер. – Для этого необходимо погрузиться хотя бы минимально в те вопросы, которые мы завтра будем изучать как законодатели и принимать решения” [2].
Председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков отметил, что в работе его Комитета законопроекты, направленные на развитие цифровой экономики, новые производственные технологии и Digital Transformation, находятся в числе приоритетных. Он напомнил, что Государственная Дума уже приняла ряд первоочередных «цифровых» законов, в том числе о регуляторных «песочницах» – для цифровых инноваций (№258-ФЗ “Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ” [3]), о цифровых финансовых активах (№259-ФЗ “О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ” [4]), о финансовых маркетплейсах (№211-ФЗ “О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы” [5]), о расширении возможностей использования Единой биометрической системы для удаленного оказания финансовых услуг.
Действительно, Государственная Дума в прошлом году поработала на славу, во всяком случае в направлении развития цифровой экономики. Закон о ЦФА (читай блокчейнах они же распределенные реестры), который фактически определил правила работы с новым типом имущества в электронной форме и готовился несколько лет, наконец был принят. Я уже подробно писал о возможностях этого закона в заметке “Освоение ЦФА” [6] особенно в части проведения сделок с цифровыми финансовыми активами и использования технологии распределенных реестров. Однако этот же закон фактически сильно ограничил использование криптовалют и других типов виртуальных валют.
Регуляторные “песочницы”, которые обеспечивают экспериментальный правовой режим (ЭПР) для инновационных предприятий и технологий цифрового управления обеспечивают развитие цифровых технологий, хотя в прошлом году было бы интереснее поддержать бизнес, связанный с ИТ, скорее финансами, поскольку санкциями и пандемией фактически был разрушен венчурный рынок России. Однако такая поддержка оказалась очень формальной, о чем я писал в колонке “Поддержка латанием дыр” [7].
Финансовые онлайн-платформы также полезны, поскольку закон, с ними связанный, регулирует деятельность агрегаторов финансовых услуг, чтобы сохранить в них конкуренцию, но и не потерять государственный контроль, чтобы тем самым активизировать цифровую экономику в России и стимулировать тестирование новых продуктов. Впрочем, ранее принятые законодательные поправки о блокировке интернет-ресурсов и контентной фильтрации и блокировке ресурсов, несколько ограничивают развитие бизнеса в интернете и систем управления данными – некоторые проекты, такие как Telegram и связанная с ним криптовалюта TON Crystal, развивается отнюдь не на российской законодательной почве. Тем не менее направление совершенствования нормативной базы в рамках национального проекта “Цифровая экономика” продолжается.
Планы на будущее в цифровых технологиях
Впрочем, далеко не все успели сделать законодатели в прошедшем году. Есть еще проекты, которые предполагается реализовать и в нынешнем – их также активно обсуждали на семинаре. Например, в конце 2020 года в Госдуму был внесен законопроект, направленный на дальнейшее совершенствование закона о маркетплейсе. Речь идет о законопроекте № 1015918-7 “О маркетплейсе” [8], который был внесен в Государственную Думу 1 сентября. В нем, в частности, содержится вот такой пассаж: п. 2.3. “При продаже лицензии на программное обеспечение или при продаже права временного пользования (подписки) на такое программное обеспечение, а также при совершении покупок внутри приложения взимание владельцем маркетплейса комиссии за такую продажу ограничить максимумом в 20% от цены продажи (без НДС). Из данных 20% правообладатель или владелец маркетплейса ежеквартально перечисляет 1/3 часть в специальный фонд подготовки кадров в сфере компьютерных технологий”. Ну, вы поняли, что это направлено против Google и Apple с целью заставить их делиться своими доходами от продажи приложений, рекламы, анализа крупных массивов данных и другого контента, да еще и за счет этих средств готовить этим ИТ-гигантам конкурентную среду. Пока законопроект прошел только первые слушания.
Кроме того, в 2021 году Комитет по финансовому рынку Госдумы собирается начать работу над созданием правовой основы для введения цифрового рубля в денежное обращение. Инициатором этого процесса выступил Центробанк, который в октябре прошлого года опубликовал документ под названием «Цифровой рубль: Доклад для общественных консультаций», в котором изложил базовые понятия для создания цифрового рубля – более подробно эту тему я описал в статье “Нарубить цифру”, а сравнение подходов к цифровой валюте центральных банков с предложениями Евробанка можно найти в новости “Цифровому евро быть” [10]. Пока в России этот процесс только начался и каков будет финальный результат – не очень понятно.
После семинара первый вице-спикер палаты Александр Жуков заявил следующее: “Сейчас мы обсуждали вопросы кибербезопасности. Конечно, с развитием цифровых технологий, искусственного интеллекта эти вопросы выходят на первый план, нам необходимо будет принять целый ряд законов, которые обеспечивали бы сохранность персональных данных, это важнейший вопрос при развитии цифровых технологий”. Собственно, пересмотр законодательства в части персональных данных назрел давно, особенно в части дистанционного обслуживания потребителей. Наше законодательство частично гармонизировано с европейским, где уже достаточно долго действуют требования GDPR. Естественно, что и наше законодательство не плохо было бы привести в соответствие с европейскими нормами. Но сейчас, к сожалению, под защитой персональных данных, скорее всего, будут подразумевать защиту персональных данных высших должностных лиц государства, что и понятно в связи с публикацией различных “антикоррупционных” расследований. Так что, действительно, в 2021 году можно ожидать изменения в подходах к защите персональных данных.
Впрочем, весенняя сессия Госдумы – последняя в этом созыве, поскольку после нее начинаются выборы новых депутатов. С одной стороны им бы не хотелось принимать законы, которые будут их в дальнейшем (во время выборов) компрометировать. Но с другой – нынешний состав Думы очень лоялен Правительству РФ, а какой Госдума будет после выборов – не известно. В результате, может сложиться ситуации, когда депутатов под конец сессии заставят принять очень жесткие законы, которые могут повлиять на перспективы развития информационных технологий в России и обеспечению защиты сведений. Какая из этих тенденций победит – покажет время.
[1] http://komitet2-12.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/25083507
[2] https://tass.ru/ekonomika/10515645
[3] https://rg.ru/2020/08/06/innovacii-dok.html
[4] https://rg.ru/2020/08/06/tsifra-dok.html
[5] https://rg.ru/2020/07/24/finplatforma-dok.html
[6] https://www.connect-wit.ru/osvoenie-tsfa-planiruet-li-sberbank-vypustit-sbercoin.html
[7] https://www.connect-wit.ru/podderzhka-lataniem-dyr-br-br-mery-prinyatye-na-urovne-federalnogo-zakonodatelstva.html
[8] https://sozd.duma.gov.ru/bill/1015918-7
[9] https://www.connect-wit.ru/narubit-tsifru-br-br-tsentrobank-obsuzhdaet-vozmozhnost-vvedeniya-tsifrovogo-rublya.html
[10] https://www.connect-wit.ru/tsifrovomu-evro-byt.html