Этой осенью в компьютерных СМИ случилось очередное «обострение» одной старой болезни – идеи скорой смерти персональных компьютеров. Итак, нам снова пытаются объяснить (со ссылками на мудрых аналитиков, разумеется), что в ближайшие пять лет «производителям ПК предстоит изменить традиционную модель ведения бизнеса или покинуть рынок». Говорится о том, что все «прежние способы привлечения внимания покупателей к новинкам не работают, а бесконечно снижать стоимость продукции и таким образом стимулировать спрос на нее нельзя».
Утверждается, что «для потребителей более доступная цена и улучшенная спецификация больше не являются ключевым фактором для принятия решения, что сейчас единственно важным фактором стал более качественный опыт пользовательского взаимодействия» (цит. Сергея Попсулина из CNews). А под несколько туманным словосочетанием «опыт пользовательского взаимодействия» на самом деле подразумевается переход на все те же «тонкие клиенты» или их мобильные аналоги – планшеты и пр. и уход в облачную среду.
Разговоры о «смерти» ПК и переходе на «тонкие клиенты» я прекрасно помню с 2005 г. Уже тогда пропагандисты с горящими глазами вещали нам о том, что владельцу ПК не нужны ни большой жесткий диск, ни мощный процессор, поскольку все это им заменит большой центральный сервер, раздающий приложения и услуги. Уже в то время я, как, впрочем, и многие другие люди, не потерявшие способность мышления, отвечали, что подобные модели найдут себе применение исключительно в корпоративном секторе рынка. А предлагать домашнему пользователю перейти на «тонкий клиент» – примерно то же самое, что пытаться уговорить владельца дорогой иномарки пересесть на метро.
Да, кризис с продажами ПК есть, и это реальность, но только пути его решения лежат вовсе не в области «тонких клиентов» и облачных технологий. Это заблуждение.
Десять лет назад мне, как и другим продвинутым юзерам, уже было понятно, что мир классических ПК достиг пределов своего развития. Но тренд направлялся не в сторону «тонких клиентов», а в сторону компактных и мобильных устройств. Ноутбуки тогда были еще очень дорогими устройствами, поэтому мало кто верил в саму возможность замены десктопов мобильными девайсами. Для решения проблемы корпорация Intel предложила гениальную и простую идею – пойти в ноутбуках тем же путем, который в свое время сделал ПК королем компьютерного мира. А именно: запустить производство ноутбуков модульного принципа, когда сам пользователь сможет определять конфигурацию модели – будет собирать свой ноутбук из готовых кубиков, как настольный ПК. К сожалению, под нажимом крупных вендоров эту идею тогда благополучно похоронили.
А теперь вернемся к дню сегодняшнему. Когда нам с умным видом говорят о том, что сейчас улучшенная спецификация больше не является ключевым фактором для принятия решения при покупке ПК, предлагаю продолжить аналогию: «Мощность, экономичность и надежность двигателя больше не являются ключевым фактором для принятия решения при покупке автомобиля». Как вам такая фраза? Попахивает идиотизмом, верно?
Нас пытаются убедить в том, что сегодня все свои данные можно хранить в «облаке», что приложения можно брать из сети, что мощные серверы на том конце просчитают за вас ресурсоемкие задачи и т.д., и т.п.
Но кто даст вам гарантии сохранности данных в том же «облаке»? Крупные корпорации? Они готовы дать гарантии, но только таким же крупным клиентам, а на физических лиц им, как бы это помягче тут выразиться, наплевать. Да и что касается крупных компаний, то и они предпочитают держать критически важные данные на внутренних серверах, а не отдавать их на сторону, даже при наличии «100%» гарантий.
Сеть вообще очень ненадежная штука. Положим, вы подписались на какой-то облачный сервис, сохранили там свои данные, а он взял да и обанкротился. Вы серьезно думаете, что кому-то будет дело до ваших потерянных данных? Если вы не корпорация Microsoft, с вами никто даже и разговаривать не станет – запыхаетесь по судам бегать.
Не так давно крупные мировые производители контента начали серьезную атаку на распространителей бесплатных видео и музыки – стали закрываться торренты и пр. Некоторые дальновидные владельцы ПК, почуявшие, откуда дует ветер, писали тогда буквально следующее: «Запасайтесь емкими внешними дисками (домашними СХД) и сохраняйте на них фильмы и музыку – скоро вас оставят без доступа к халяве». Вот так. Это простейший пример, но подобных можно привести немало.
Мощный персональный ПК – гарантия вашей информационной безопасности. Я вовсе не против сетевых технологий. Я пытаюсь объяснить одну простую вещь – сетевые сервисы делают вас на 100% зависимым от внешнего фактора: конкретного физического лица (хакера), какой-либо компании (которая может ведь и испариться либо передумать работать с вами или в вашей стране), законодательства (вашей страны или же страны, в которой располагается «облако») и т. д.
Мощный персональный ПК дает вам гарантии независимости, автономности – на случай каких-либо неприятностей, а начало XXI в. уже показывает, что наш мир не становится более предсказуемым. Скорее наоборот – набирает силу фактор хаоса, так что надеяться на то, что у вас всегда и везде будет сохраняться доступ к сети и всем сетевым сервисам и технологиям, не стоит. Мир глобализируется – становится все более взаимосвязанным, и в то же самое время появляется настоятельная необходимость в автономных технологиях – электроснабжения, теплоснабжения и пр., которые гарантируют людям наличие того минимального уровня жизни, который в противном случае моментально исчезает при первом же сбое работы сетей (не только компьютерных).
Что же касается кризиса продаж ПК, то он и дальше будет продолжаться, но не по той причине, что людям стали интересны «тонкие клиенты». Людям на самом деле нужны мощные персональные компьютеры, но в современном форм-факторе – ноутбука. Современные ноутбуки не удовлетворяют этой потребности, поскольку производятся по идеологии десятилетней давности, когда каждый производитель сам решает, какая мне нужна конфигурация, либо же предлагает минимально возможный набор опций.
Сегодня необходимо возродить идею модульного ноутбука, только уже на новой технологической основе. Не сам покупатель будет собирать его из конструкторских кубиков – это будет делать робот на заводе по поступившей по сети (вот где сетевые технологии нам помогут) заявке. Примерно так, как это сейчас происходит в США со знаменитыми мотоциклами «Харли-Дэвидсон»: утром сделал заказ, а уже в обед можешь забрать из магазина свежесобранный мотоцикл. Если это можно сделать с мотоциклами, то с ноутбуками и подавно получится. Предлагаю эту идею бесплатно в качестве перспективного стартапа. Надеюсь, какой-нибудь китаец прочтет заметку и откроет через пару лет в Шанхае новый бизнес, который похоронит производителей ноутбуков.