Глобальная пандемия коронавируса наглядно продемонстрировала критически важную роль, которую в государственном управлении, в экономике, в нашей повседневной жизни стали играть цифровые технологии. Одновременно с этим пандемия как никакое другое явление последнего времени обнажила все уязвимости телекоммуникационных сетей, стала для них серьезной проверкой прочность. О том, как обстоят дела в спутниковом сегменте «глобального телекома», о ключевых отраслевых трендах 2020 года, а также современном состоянии и перспективах развития российской спутниковой группировки мы попросили рассказать Юрия Прохорова, и. о. генерального директора ФГУП «Космическая связь».
– Сегодня, когда мы подводим итоги 2020 г., для многих главным событием, определившим не только работу, но и личную жизнь, оказался Covid – пандемия коронавируса. Поэтому наш первый вопрос будет пусть и не оригинальным, но вполне закономерным: как отрасль спутниковой связи и ваша организация переживают пандемию? Как изменился рынок, кто пострадал сильнее всего?
– Вы совершенно правы: теперь как-то само собой положение дел в компаниях обсуждается в разрезе до и после пандемии. Спутниковая связь не исключение. Как и на любую капиталоемкую отрасль, в основе которой использование инфраструктурного и оконечного оборудования, COVID-19 оказал влияние на мировую отрасль спутниковой связи и вещания. Темпы реализации большинства проектов замедлились. Почти полная отмена авиасообщения по всему миру сильно ударила по сегменту доступа в сеть Интернет на борту пассажирских самолетов. Деловая активность ушла в онлайн-формат. Многие компании на ближайшие несколько лет скорректировали свои инвестпрограммы и планы развития.
Еще в конце 2019 г. операторы спутниковой связи рассматривали многовариантные модели удовлетворения конечного потребителя и работали в основном по классической модели ритейлера, выстраивая партнерские отношения с операторами второго уровня. К осени 2020 г. стало очевидно, что различные сегменты в гражданском, коммерческом, военном и других секторах нестабильны и демонстрируют абсолютно разную динамику развития: от медленного роста спроса до стагнации отдельных сегментов рынка. Практически все современные решения ориентируются на конкретного заказчика. В центре – создание ценности потребляемых продуктов и услуг, окупаемость проектов конкретного заказчика. Это означает, что в спутниковой отрасли осуществляется ускоренный переход от простого предоставления ресурса к управляемым услугам, т. е. от рыночных предложений емкости по самой низкой стоимости к генерированию процессов, создающих наибольшую ценность или добавленную стоимость.
Больше всего в пандемию пострадали предприятия спутниковой отрасли, деятельность которых связана с производством и поставками. При этом отток инвестиций не затронул смежные цифровые технологии – телемедицину, электронную коммерцию, дистанционное обучение, роботизацию, искусственный интеллект, облачные вычисления и финтех. Для многих компаний виртуальный формат даже позволил расширить масштаб проводимых мероприятий.
Нужно сказать, что во время пандемии, которая спровоцировала отток частных инвесторов с мировых рынков на национальные, возросла роль государственных инвестиций в спутниковый сегмент, что позволило сохранить рабочие места и обеспечить развитие долгосрочных проектов. В 2020 г., благодаря государственным конкурсам, удалось привлечь в мировую отрасль долгосрочные инвестиции. Пока, по экспертным оценкам, они составляют не более 5 млрд долларов, что в несколько раз меньше, чем в период до пандемии. В целом, по мнению международных аналитиков, отрасли спутниковой связи понадобится около трех лет, чтобы вернуться к объемам рынка 2019 г.
– Каковы на сегодня характеристики орбитальной группировки ГП КС и планы ее развития на ближайший год? Что произошло с космическим аппаратом «Экспресс-АМ6» и как вы ликвидировали последствия сбоя?
– По состоянию на 1 декабря 2020 г. спутниковая орбитальная группировка ГП КС насчитывает 10 космических аппаратов (КА) среднего и тяжелого класса. Зоны обслуживания спутников, расположенных на дуге орбиты от 14° з. д. до 140° в. д. и работающих в С-, Ku-, Ка- и L-диапазонах, охватывают всю территорию России, страны СНГ, Европы, Ближнего Востока, Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона, Северной и Южной Америки, Австралии.
Картинка из PDF стр. 1 – Спутниковая орбитальная группировка ГП КС насчитывает 10 космических аппаратов
31 июля 2020 г. осуществлен запуск двух новых космических аппаратов связи и вещания «Экспресс-80» и «Экспресс-103», которые планируется ввести в эксплуатацию в январе и феврале 2021 г. В 2021 г. также ожидается запуск и ввод в эксплуатацию еще двух спутников – «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7».
В марте текущего года произошел отказ в работе системы терморегулирования КА «Экспресс-АМ6». В результате на этом спутнике пришлось полностью отключить ретранслятор Ка-диапазона. На момент отключения в сети работало более пяти с половиной тысяч станций. В кратчайший срок ГП КС вместе с партнерами и компаниями Eutelsat и Hughes Network Systems провели огромную работу по переводу клиентов на альтернативные спутники нашей группировки. Работали в напряженных условиях: значительная разница в часовых поясах между Россией, США и Европой, самоизоляция и карантин и, как следствие, проблемы с коммуникациями и логистикой. ГП КС переводило заказчиков одновременно на три своих спутника серии «Экспресс» в разных орбитальных позициях. Благодаря слаженным действиям специалистов нашего предприятия и зарубежных коллег удалось сохранить и перевести большую часть абонентской базы. На сегодняшний день количество активных земных станций, подключенных к Спутниковой системе высокоскоростного доступа на базе спутников ГПКС, превышает 18 тыс.
– Находят ли себе применение в существующей группировке спутников связи и вещания такие мировые тренды спутниковой связи, как аппараты с высокой пропускной способностью (HTS) или «гибкие» полезные нагрузки?
– Что касается спутников с высокой пропускной способностью, то большинство заказанных в последний год в мире космических аппаратов для геостационарной орбиты – это спутники HTS или гибридные, имеющие как традиционные широкие лучи, так и HTS полезную нагрузку для увеличения пропускной способности системы и снижения размеров антенн абонентских терминалов. Начинается коммерческая апробация технологий с программным формированием полезной нагрузки (software defined payloads). Это позволяет динамично конфигурировать рабочие частоты транспондеров и зоны покрытия непосредственно на спутнике в ходе его эксплуатации. ГП КС внимательно изучает эту тематику. Совместно с МОКС «Интерспутник» мы прорабатываем возможность создания КА с гибкой полезной нагрузкой для новой орбитальной позиции в целях совместного предоставления услуг. Кроме того, с учетом технических требований ГП КС ФГУП «НИИР» прорабатывает варианты создания отечественной гибкой полезной нагрузки для перспективных КА.
– Наши эксперты анализируют низкоорбитальные спутниковые системы, справедливо отмечая не только технические сложности, с которыми приходится сталкиваться их создателям, но и проблемы окупаемости подобных группировок. Есть ли перспективы у этого сегмента?
– В последние время наблюдается новый всплеск интереса к системам спутниковой связи на низких круговых орбитах (НКО). Речь идет о системах, действующих в рамках фиксированной спутниковой службы, в Ku/Ka-диапазонах (OneWeb, Starlink SpaceX и др.) Предполагается, что они должны обеспечить глобальное покрытие и высокую пропускную способность. Почти все проекты нацелены на предоставление в первую очередь массового ШПД жителям Земли.
Системы связи со спутниками на НКО имеют неоспоримые преимущества перед другими спутниковыми системами связи: значительно меньшее время задержки, сравнимое с наземными сетями (50–60 мс), и лучшая энергетика радиолиний. Исходя из этого системы связи со спутниками на низких круговых орбитах могут предоставить сервисы, которые ни одна другая система реализовать не сможет. Это сервисы, связанные с приложениями реального времени.
Однако есть и ряд спорных вопросов. Такие системы формируют глобальную зону обслуживания, в которой более 70% поверхности Земли занимают моря и океаны, следовательно, спутники ¾ времени обслуживают ненаселенные территории, т. е. практически не используются, что является крайне невыгодным для коммерческой эксплуатации. Необходимо учитывать, что срок существования спутника на НКО ограничивается периодом 5–7 лет, значит, ежегодно нужно запускать 15–20% новых спутников для замены отслуживших. Еще один серьезный недостаток глобальных сетей с низколетящими спутниками – невозможность обслуживать экваториальные области из-за создания помех геостационарным системам, которые согласно Регламенту радиосвязи Международного союза электросвязи (ITU) имеют безусловный приоритет в использовании радиочастот. Кроме того, до сих пор не решенным остается вопрос создания доступного абонентского оборудования.
Многие технические вопросы, требующие решений для обеспечения успешной работы систем связи на низких круговых орбитах, актуальны и для систем связи на высоких эллиптических орбитах. В частности, ГП КС поддерживает работу ряда компаний-разработчиков по созданию малогабаритных спутниковых терминалов невысокой стоимости для работы с системой «Экспресс-РВ».
– В прежние годы намечался рост выручки операторов связи на подвижных объектах. Не секрет, что ГП КС активно работает в этом сегменте, в частности с морскими судами. Как вы считаете, история с пандемией и закрытием авиасообщения сильно подорвала перспективы рынка спутниковой связи для подвижных объектов?
– Для нас очевидно, что растущий спрос на услуги спутниковых систем широкополосной связи связан с рынком подвижных объектов (морского, авиационного и автомобильного транспорта). Если посмотреть финансовую отчетность большинства спутниковых операторов до пандемии, то можно заметить, что этот сегмент показывал наибольшие темпы роста. Пока в структуре доходов ГП КС это направление в абсолютном выражении не превышает 10%, зато относительные показатели демонстрируют двузначные цифры ежегодного роста. Конечно, пандемия повлияла на рынок авиационных и морских пассажирских перевозок, но ни один из международных операторов в этом сегменте не отказался от ресурса ГП КС. Продолжает динамично развиваться подсегмент фиксированной спутниковой связи на подвижных платформах (грузовые перевозки, рыболовство, автомобильный транспорт и т. п.). Планируемый к запуску в 2021 г. космический аппарат «Экспресс-АМУ3» (позиция 103º в. д.), обладающий широкополосными высокоэнергетичными транспондерами, специально создается ГП КС для организации связи с использованием антенн небольшого диаметра (менее метра), которые могут применяться для предоставления услуг на подвижных объектах.
– Продолжим разговор об услугах с добавленной стоимостью. Известно, что ГП КС является одним из лидеров российского рынка услуг связи на морских судах. В прошлом году вы присоединились к пилотному проекту по безэкипажному судовождению. Расскажите в двух словах об этом направлении работы. Какое влияние оказала на него пандемия?
– Начиная с 2009 г. ГП КС активно разрабатывает и выводит на рынок новые услуги. Ровно 10 лет назад предприятие начало предоставление услуг спутниковой связи в сети VSAT для стационарных и подвижных объектов. Первыми нашими заказчиками были рыболовецкие суда на Дальнем Востоке. Сегодня в зону обслуживания сети VSAT попадают практически все островные территории, где Россия ведет хозяйственную и административную деятельность. В зависимости от погодных условий и рельефа местности связь обеспечивается вплоть до 80º с. ш. Пандемия скорректировала наши планы, но не помешала им. Только за первую половину 2020 г. на 10% увеличилось количество морских объектов, подключенных к сети ГП КС. При этом рост трафика в сети maritime VSAT позволяет прогнозировать на конец 2020 г. увеличение выручки в этом сегменте услуг на 12%. По экспертным оценкам, ГП КС занимает около трети российского рынка услуг maritime VSAT с планами к 2023 г. довести эту долю до 50%.
В 2019 г. в коммерческую эксплуатацию введена сеть VSAT на базе отечественного оборудования ИСТАР. На сегодняшний день это сеть с наибольшей зоной обслуживания, охватывающая территорию России, Европы и Латинской Америки, а также акватории Латинской Америки, Карибских островов, восточного и юго-восточного побережья США, Африки, Ближнего Востока, морей Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов. Помимо собственно ГП КС еще несколько операторов работают в ней по модели VNO. Мы развиваем эту сеть вместе с заказчиками и добавляем ресурс сторонних операторов спутниковой связи вне зоны видимости спутников ГП КС в необходимых нашим партнерам регионах.
Многие компании, давно и успешно предоставлявшие услуги на подвижных объектах, были вынуждены свернуть свою деятельность в связи с пандемией Covid-19. В первую очередь это коснулось провайдеров услуг связи на воздушных судах и круизных лайнерах. Но мы по-прежнему считаем эти направления перспективными и продолжаем разработки новых решений для авиационного, морского, железнодорожного и автомобильного транспорта.
Как вы правильно напомнили, в начале 2019 г. мы присоединились к пилотному проекту по безэкипажному судовождению. Накопленные ГП КС компетенции и опыт предоставления инновационных услуг связи на море оказались весьма востребованы. В августе 2020 г. в рамках этого проекта была осуществлена установка и настройка оборудования на судах ПАО «Совкомфлот». Сейчас ведутся первые натурные испытания работ систем безэкипажного судовождения с отработкой оператором удаленного управления судовыми механизмами. В этом проекте ГП КС выступает телекоммуникационным партнером, предоставляя ресурс на космических аппаратах серии «Экспресс», а также осуществляет экспертную помощь в формировании сетей связи.
– На многих конференциях, проходивших в 2020 г., одной из модных тем для обсуждения оказалась так называемая экосистема 5G. На ваш взгляд, насколько оптимистичны представления спутниковой отрасли о том, что она найдет себе достойное применение в инфраструктуре операторов сетей 5G?
– Экосистема 5G становится основой инфраструктуры сетей связи и вещания нового поколения, где кроме людей будут взаимодействовать миллиарды умных устройств, создающих сервисы для Индустрии 4.0 – от автономной работы транспорта и до генерации трафика искусственным интеллектом. Сейчас ведется разработка стандарта для сетей 5G (Релиз-17), и спутниковая составляющая впервые может быть интегрирована в сети радиодоступа (RAN) на уровне стандарта. Это обеспечит интеграцию спутниковых сетей с сетями сотовой связи пятого поколения. Сочетание глобальных зон покрытия спутниковой связи и наземных сетей создадут инфраструктуру связи нового поколения. Именно эти решения для развития цифровой экономики заложены в новые космические аппараты ГП КС.
– В выступлениях представителей ГП КС на форуме SATCOMRUS-2020 упоминалась проработка возможности участия ФГУП «Космическая связь» в проектах по отработке спутниковых технологий Интернета вещей (IoT). Не могли бы вы дать немного больше конкретики по этому вопросу: что значится в планах ГП КС по развитию технологий спутникового IoT?
– Развитие темы Интернета вещей в ближайшие годы существенно повлияет на конфигурацию современного телекома в целом.
Картинка из PDF стр. 3 – ГП КС прорабатывает возможность участия в ряде проектов по отработке спутниковых технологий IoT
Помимо россыпи стартапов, планирующих запуск различных низкоорбитальных систем малых и сверхмалых КА, нацеленных на предоставление услуг в сегменте IoT, и крупные игроки внимательно изучают на этот рынок. В России реализация этого направления предусматривается в рамках создания многоспутниковой системы «Марафон IoT/M2M», входящей в подпрограмму «Сфера», разработанную ГК «Роскосмос». Потенциально инфраструктура ГП КС может быть использована для размещения наземного сегмента этой системы (станций управления и сопряжения с наземными сетями). ГП КС прорабатывает возможность участия в ряде международных проектов по экспериментальной отработке спутниковых технологий IoT.
– Каковы экономические показатели ГП КС за прошедший год и насколько хорошо они смотрятся в сравнении с тем, как себя чувствует мировая спутниковая отрасль связи, ваши зарубежные коллеги?
– Выручка ГП КС за 2019 г. составила 12,3 млрд рублей. Планируется, что в 2020 г. нам удастся сохранить значение этого показателя на уровне прошлого года. Принимая во внимание существенный спад глобальной экономики, а также последствия пандемии, такой результат выглядит весьма достойно.
Картинка из PDF стр. 6 – Экономические показатели ГП КС
С 13% в 2018 г. до 15% в 2019 г. выросла доля выручки от услуг с добавленной стоимостью. Отчисления части чистой прибыли в федеральный бюджет в прошлом году составили 1,59 млрд рублей. В 2020 г. в федеральный бюджет перечислено 2,44 млрд рублей. Процент загрузки космических аппаратов ГП КС увеличился с 72 в 2018 г. до 81%.
– На конференции SATCOMRUS-2020 было заявлено о том, что больше половины выручки ГП КС приходится сейчас на международные продажи. А каковы главные направления деятельности клиентов ГП КС, в каких секторах вы работаете, на каких континентах?
– Действительно, доля выручки ГП КС от международных продаж превышает 51%. Предприятие оказывает услуги в 58 странах мира на четырех континентах. Среди клиентов ГП КС зарубежные национальные операторы магистральных сетей связи, сотовые операторы, интернет-провайдеры, VSAT-операторы, международные и региональные организации, телевизионные компании, медиахолдинги и СНТВ-платформы, компании нефтегазового сектора, банки и супермаркеты. Спутники ГП КС активно используются для предоставления услуг магистральных каналов сотовой связи и доступа в Интернет в странах экваториальной Африки, таких как Ангола, Нигерия, Буркина-Фасо и др.
Развивается сотрудничество с коллегами по спутниковому бизнесу для расширения географии предоставления услуг конечным пользователям. В частности, подписано соглашение о сотрудничестве с тайским спутниковым оператором Thaicom о совместном предоставлении услуг широкополосной спутниковой связи на морских судах. В рамках данной инициативы организуется роуминг между морскими спутниковыми сетями двух операторов, обеспечивая бесшовное покрытие морских торговых путей между Европой и Юго-Восточной Азией. Пандемия несколько замедлила этот процесс, однако в такого рода сотрудничестве мы видим перспективы для региональных спутниковых операторов.
– Расскажите о долгосрочных планах по модернизации и дальнейшему наращиванию орбитальной группировки? Какие космические аппараты появятся на орбите, в каких позициях, какие задачи они будут решать?
– Мероприятия по дальнейшему восполнению и развитию государственной системы спутниковой связи и вещания на базе новых геостационарных КА серии «Экспресс» предусмотрены в рамках Федеральной космической программы России на 2016–2025 годы (ФКП-2025) и в подпрограмме «Комплексное развитие космических информационных технологий на 2020–2030 годы» (подпрограмма «Сфера») государственной программы Российской Федерации «Космическая деятельность России».
В период до 2030 г. предприятием планируется создание, запуск и ввод в эксплуатацию на геостационарной орбите десяти новых космических аппаратов: «Экспресс-АМУ3», «Экспресс-АМУ7», «Экспресс-АМУ4», «Экспресс-АМУ5», «Экспресс-АМУ6», «Экспресс-АТ3», «Экспресс-АТ4», «Экспресс-40», «Экспресс-36» и «Экспресс-АМУ8». Реализация проектов позволит увеличить количество высокотехнологичных, современных спутников российского производства на геостационарной орбите, расширить возможности орбитальной группировки.
Рассматривается создание новой системы спутниковой связи с космическими аппаратами на высокоэллиптической орбите «Экспресс-РВ». Проект «Экспресс-РВ» будет способствовать развитию научно-технического прогресса и формированию новых продуктов и услуг. Ожидается, что в коммерческом сегменте основным будет сравнительно новый российский рынок спутниковой связи и вещания на подвижных объектах коллективного пользования: самолеты, морские суда, поезда дальнего следования, междугородние автобусы, грузовой транспорт. Система «Экспресс-РВ» обеспечит высокие углы места работы земных станций в направлении на спутник. Это является определяющим условием для организации надежной спутниковой связи в движении с учетом сложного рельефа местности, городской застройки и растительности. Также возможности системы «Экспресс-РВ» могут быть использованы для организации связи в северных регионах и всей Арктической зоне.
Развитие государственной системы спутниковой связи и вещания с использованием новых спутников связи на геостационарной и на высокоэллиптических орбитах обеспечит глобальную президентскую, правительственную и специальную связь, высокоскоростной доступ к цифровым услугам связи, в том числе к сети Интернет на всей территории страны, включая малонаселенные пункты с численностью жителей менее 250 человек и удаленные населенные пункты Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, продвижение услуг спутниковой связи и вещания на международном рынке.
Создаваемые по заказу ГП КС спутники связи постоянно совершенствуются, улучшаются их технические характеристики. Еще 10–12 лет назад ракета-носитель «Протон-М» могла вывести на ГСО спутник с числом транспондеров не более 30 (таковы работающие и сегодня «Экспресс-АМ3, АМ33, АМ44»). Уже к середине текущего десятилетия стало возможным выводить той же ракетой на орбиту спутники с 75–80 транспондерами на тяжелой платформе «Экспресс-2000» (такие как «Экспресс-АМ5», «Экспресс-АМ6»).
Следующее поколение спутников ГП КС создавалось на базе платформы среднего класса «Экспресс-1000Н». На этой платформе были разработаны четыре КА для запуска в орбитальные позиции 80°, 96,5°, 103°, 145° в. д., два из них («Экспресс-80» и «Экспресс-103») находятся сейчас на этапе довыведения на заданные позиции, два других («Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7») готовятся к запуску в следующем году. Эти космические аппараты в значительной степени унифицированы, все они содержат по 16 транспондеров С-диапазона, 20 транспондеров Ku-диапазона, 1–2 транспондера L-диапазона и различаются только антеннами и зонами обслуживания.
Возможности выведения спутников на орбиту значительно возросли благодаря освоению технологии электрореактивных двигателей, позволяющих осуществлять довыведение космического аппарата на геостационарную орбиту собственной двигательной установкой самого аппарата. Одновременное усовершенствование оборудования бортового ретранслятора позволило существенно снизить его массу, и появилась возможность парного запуска двух КА среднего класса одной ракетой «Протон-М» с последующим довыведением. Такой способ запуска значительно улучшил экономические показатели орбитальной группировки.
В ГП КС продолжается работа над следующим поколением космических аппаратов, предназначенных на замену действующим. Предварительно проработан облик тяжелого КА, предназначенного на замену «Экспресс-АМ5» в точке 140° в. д. В указанном КА с учетом опыта эксплуатации «Экспресс-АМ5» число лучей в Ka-диапазоне увеличено до 16 и полоса пропускания транспондеров доведена до 145 МГц, что позволит полностью удовлетворить потребности в широкополосном доступе для жителей Якутии, Чукотки, Камчатки, Дальнего Востока. Предусмотрены и другие усовершенствования, благодаря которым суммарная пропускная способность КА возрастет примерно на 40%.
– Хотя мы редко в последнее время обращаемся к тематике телевещания, которая незаслуженно отошла на второй план, во всяком случае для многих СМИ, тем не менее телерадиовещание остается фундаментом спутниковой отрасли связи. Появились ли в этой области после завершения программы по цифровизации какие-то новые тенденции? Какие проекты реализует ГП КС?
– В самом деле телерадиовещание является одним из главных направлений работы практически для любого спутникового оператора. ГП КС не исключение: предприятие является поставщиком услуг для крупнейших российских DTH-операторов «Триколор», «НТВ Плюс» и «Орион Экспресс». Мы также развиваем собственную Технологическую платформу для вещателей, клиентами которой стали практически все крупные медиахолдинги России, включая 160 телеканалов. Одним из направлений нашей деятельности является доставка коммерческих телеканалов до кабельных сетей, и в этом сегменте распределительного коммерческого вещания России (DTO) ГП КС сегодня занимает долю 40%. Несмотря на пандемию, нам не только удалось сохранить наших медийных клиентов, но даже получить некоторый прирост числа телеканалов.
Отдельного упоминания заслуживает наш пилотный проект «Спутниковый CDN» и его неожиданные результаты. В 2019 г. мы активно искали и тестировали решения, позволяющие обеспечить доставку «ОТТ live видео» через спутник. В начале 2020 г. мы развернули прототип системы на двух партнерских кабельных телевизионных сетях. Наша основная задача на первом этапе – без больших инвестиций протестировать идею на реальных абонентах.
Старт тестирования услуги совпал с введением карантина. В этот период особенно заметной стала роль телекоммуникационной инфраструктуры для доставки цифрового медийного контента до абонентов. Вполне объяснимо, что во время локдауна кратно выросло количество потребляемого абонентами трафика. Проблемы с ограничением полосы и битрейта, необходимые для сохранения сервисов в IP-сетях, естественно, не коснулись спутниковых DVB-сетей, которые, несмотря на рост абонентской базы, смогли сохранить доступность и высокое качество вещания. Это позволило нашим клиентам DTH и DTO на протяжении всего карантинного периода успешно нарастить портфель сервисов. И вот что интересно: партнеры ГП КС по тестированию доставки ОТТ-контента через спутник получили неожиданную выгоду от нового сервиса – вещание велось без дополнительных затрат на оплату наземного межоператорского трафика. Конечно, размер выгоды в рамках пилотного проекта незначителен, но при масштабировании нашего технического решения кабельные операторы посредством оптимизации бизнеса могут достичь существенного экономического эффекта.
На наш взгляд, реализация технических решений на базе IP – основная точка роста на рынке телерадиовещания в ближайшие пятилетие. Для охвата новой целевой аудитории мы продолжим работу по созданию вертикально интегрированной Технологической платформы, на базе которой создается система сквозных услуг передачи видео и широкополосного доступа.