Почему-то защитники частной жизни набросились на «закон Яровой», обвиняя его в неограниченных возможностях по слежке. В то же время закон этот просто накладывает излишние требования на операторов, но с точки зрения слежки он не очень эффективен − слишком много мусорной информации. Для слежки лучше подходит другой закон, который был принят и уже вступил в силу, − это ФЗ-54 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», который с 1 июня распространяется и на интернет-магазины.
Его возможности по слежке за гражданами более перспективны. Связаны они в основном с той информацией, которую нужно передавать в ФНС вместе с чеком. В частности, в ст. 4 «Требования к кассовому чеку и бланку строгой отчетности» указывается, что контрольно-кассовая техника (ККТ) должна передавать, в частности, следующее: «Дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях − адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах − наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети Интернет − адрес сайта пользователя)». При этом для электронных магазинов пунктом продажи является адрес доставки, который также, скорее всего, придется указывать.
Однако в той же статье есть еще одно требование к информации, включаемой в чек: «Наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг возможно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки налога на добавленную стоимость (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогом на добавленную стоимость)». Понятно, что в случае предоставления скидок нужно будет указать, в частности, номер скидочной карты, которую в результате можно использовать как мастер-ключ для объединения всех записей. В результате в базе данных ФНС будет содержаться информация о всех покупках, совершенных при помощи скидочной карты. Адрес доставки также может быть использован как мастер-ключ, поскольку он позволяет объединить данные по всем доставкам в конкретное место и построить карту потребления семьи или конкретного потребителя.
Впрочем, таких мастер-ключей в законе предусмотрено достаточно много: адреса электронной почты, телефоны, адреса сайтов, номера пластиковых карт и многое другое. Следовательно, с помощью анализа больших данных и технологии Master Data Managememt чиновники из ФНС могут собрать все сведения о покупках человека, которые скажут о его жизни намного больше, чем телефонные переговоры или посещаемые сайты (хотя о сайтах магазинов ФНС известно). При этом данные телефонных разговоров и перемещение по Интернету говорят в основном о «думах», которые могут и не вылиться в конкретные действия. В то же время покупки товаров свидетельствуют о подготовке реальных действий, что можно использовать для превентивного предотвращения преступлений. В США уже фиксируют случаи, когда покупка скороварки приводит к повышенному интересу спецслужб. Российская ФНС на текущий момент обладает не меньшими возможностями − во всяком случае, данные это ведомство собирает, а разработать механизмы анализа и выявления − уже дело техники.
Следует отметить, что защититься от такой слежки с помощью требований закона ФЗ №152 «О персональных данных» невозможно. Поскольку закон вступил в силу, никаких разрешений на обработку ПДн подписывать не надо и потребовать стереть данные нельзя − это же законные требования. Можно просто не пользоваться скидочными картами, заводить специальные адреса электронной почты, телефоны и платежные карты только для совершения покупок с минимальной привязкой к личности, доставлять товары только в пункты самовывоза − это все, что могут себе позволить параноики.