Высшая школа примеряет цифровые технологии. Пилотные проекты реализуются по инициативе профильных министерств

Минцифры России предложило создать единую платформу для проведения дополнительных вступительных испытаний в российские вузы. Об этом министр сообщил главе государства на недавнем совещании с членами Правительства РФ.

Электронное заявление абитуриента

В последней декаде июня отраслевое министерство запустило на портале госуслуг новый сервис для абитуриентов по подаче документов для поступления в высшие учебные заведения. При заполнении заявления абитуриент выбирает предметы ЕГЭ, результаты которых ему нужны для поступления, и заработанные выпускником баллы автоматически «подтягиваются» к его досье. Затем абитуриент указывает вуз и направление, представляющее для него интерес по результатам сдачи выпускных школьных экзаменов, и направляет заявление. Предусмотрена возможность отправки электронного заявления сразу в пять вузов.

Стоит отметить, что процедура поступления как технологический процесс «развивается» и фиксируется тоже в электронном виде. Абитуриент получает уведомление о дате сдачи дополнительных экзаменов, может записаться на вступительные испытания в режиме онлайн.

С конца июля через личный кабинет абитуриенты получат возможность наблюдать за своими шансами на поступление в выбранные ими высшие учебные заведения. После обнаружения своей фамилии в заветном итоговом списке зачисленных на обучение не обязательно мчаться в вуз, поскольку свое согласие можно будет направить членам приемной комиссии в режиме онлайн.

Запущенный в период пандемии сервис для выпускников школ планируется развивать. В частности, в Минцифры пообещали расширить функционал услуги, снабдив ее статистикой поступления в вузы в предыдущие годы. Благодаря этой опции абитуриент сможет заранее, на этапе подачи заявления, сориентироваться относительно проходных баллов в интересующие его вузы.

Вступительные испытания онлайн

Пандемия, развивающаяся по ведомому, похоже, только ей самой сценарию, заставляет вузы переходить на дистанционный формат проведения дополнительных вступительных испытаний. Однако далеко не у всех учебных заведений есть технические ресурсы для проведения такой процедуры онлайн.

Минцифры предложило создать единую платформу, чтобы со следующего года все вузы без проблем смогли организовать дополнительные испытания для абитуриентов в онлайн-режиме.

Приложение для студенчества

Еще одно предложение отраслевого министерства обусловлено тем, что многие вузы, активно внедряющие ИТ-решения, опробовали сервис электронной зачетной книжки и электронного студенческого билета. К числу таких вузов относятся, в частности, Высшая школа экономики, Финансовый университет при Правительстве РФ, Российский государственный социальный университет.

Формат заслуживает внимания всех высших учебных заведений, и они, как показывает практика, резонно проявляют к нему интерес, хотя и не всегда по той или иной причине имеют возможность оперативно предоставлять студенческие документы в электронном виде.

Идея Минцифры – совместно с Минобрнауки сделать доступным для студентов приложение, в котором будут представлены все сервисы, необходимые молодым людям (применительно к конкретному вузу). К слову, такое приложение можно рассматривать и как электронный канал обратной связи со студенчеством.

Биометрия на сессии

На днях вице-премьер Правительства Дмитрий Чернышенко сообщил об эксперименте по сдаче зачетов и экзаменов в летнюю сессию 2021 г. с использованием биометрии.

Постановление Правительства № 301, разрешающие использование дистанционных образовательных технологий при проведении промежуточной аттестации в 2021/2022 учебном году, было подписано председателем Правительства в марте 2021 г.

К проекту, реализуемому Минцифры и Минобрнауки, подключились семь российских вузов.

«В семи российских вузах проводят эксперимент по применению биометрической системы в летнюю сессию. В нем участвуют более 200 студентов РУДН, Университета имени Плеханова и ряда других вузов, – рассказал вице-премьер. – У ребят есть возможность сдать экзамены в онлайн-формате, пройдя идентификацию через Единую биометрическую систему (ЕБС). Предварительно студенту было необходимо иметь подтвержденную учетную запись на портале госуслуг и предоставленные в ЕБС данные – изображение лица и голос. Важно, что данная технология применяется только по желанию студента и с его согласия».

В эксперименте участвуют Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Российский технологический университет (МИРЭА), Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Российский университет дружбы народов (РУДН), Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК), Государственный университет управления (ГУУ) и Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова.

Технология удаленной идентификации, внедряемая первоначально для получения госуслуг, электронной подписи в удостоверяющих центрах, пользования банковскими сервисами, распространяется и на процедуру прохождения аттестационных испытаний в вузах. Эпидемиологическая обстановка во многом посодействовала такому развитию событий и помогла оценить потенциал данной технологии в рамках высшей школы. Теперь выпускники школ из удаленных регионов, молодые люди с ограниченными возможностями здоровья могут не посещать вуз для сдачи экзаменов, не нести транспортных расходов и т. п. С гуманитарной точки зрения не менее важно, что дистанционные технологии уравнивают шансы выпускников на доступ к возможностям современного высшего образования.

Первые результаты применения биометрии в процесс проведения промежуточной аттестации смогли оценить в Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова. По словам ректора вуза Ивана Лобанова, видна возможность применения Единой биометрической системы с логином и паролем от портала госуслуг не только для контроля при сдаче промежуточных экзаменов. В вузе рассчитывают, что система станет помощником для студентов и абитуриентов, даст возможность удаленной идентификации при подаче документов в университет, для регистрации на онлайн-лекции, оплаты обучения, сдачи выпускных экзаменов.

По всей видимости, в текущем учебном году закрепилась тенденция, указывающая на то, что интерес высшей школы к цифровым технологиям пробуждается по мере подключения к пилотным проектам, инициатором которых выступают смежные профильные министерства. При этом темпы обновления нормативной базы вписываются в заданный тренд, что наряду с пандемией послужило определяющим фактором.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку