На вопросы журнала Connect отвечает проректор Университета МФЮА, доцент, к. т. н. Олег Забелин.
– На каких направлениях деятельности МФЮА наиболее активно используются инновации в сфере информационных технологий? Что это дает вузу?
– Внедрение ИТ повышает эффективность всего процесса деятельности вуза. Так, информационные технологии позволяют преподавателю сконцентрироваться на объяснении материала, а не на чтении лекций и переписывании того, что он говорит студентам. У преподавателя появляется больше времени, чтобы общаться со студентами, отвечать на их вопросы, давать задания. Это позитивно влияет на процесс усвоения материала, студенты становятся более открытыми, лучше сдают экзамены. К тому же растет посещаемость занятий.
– Существуют ли правовые проблемы использования ИТ в сфере высшего образования?
– Процесс преподавания в вузе очень серьезно регламентирован. В результате документооборот стал громадным. Например, личное дело студента мы обязаны хранить в течение 75 лет после окончания им вуза. Есть риск повреждения или даже утери личного дела. Кроме того, это приводит к колоссальным расходам на хранение и охрану материалов. Обычное личное дело «тянет» на несколько килограммов.
Несомненно, такая практика хранения документов устарела. Данные удобней хранить в электронном виде. В этом случае есть возможность копировать их, пересылать и анализировать. Это удобно. Считаю, внедрение электронной подписи, разрешение хранить документы в электронном виде позволят повысить надежность хранения важных бумаг, сократить расходы на обслуживание и транспортировку, а также находить нужные документы в кратчайшие сроки.
Другая проблема – запрет на размещение личных данных студентов за пределами РФ. Это требует значительного расширения серверной инфраструктуры, что не всегда просто осуществить быстро и качественно. Кроме того, это предполагает освоение новых технологий и принятие на работу высококвалифицированных специалистов, которые сегодня в большом дефиците.
Недавно вышедший закон обязывает вузы предоставлять доступ к Wi-Fi только по паспорту. К сожалению, технических решений, отвечающих этому требованию, мы не нашли. Теоретически, чтобы соответствовать букве закона, нам необходимо набрать группы сотрудников, которые будут во всех корпусах выдавать пароли к Wi-Fi по паспортам, контролировать их использование. Надеемся, что скоро появятся разъяснения этого закона и новые технологии, которые позволят соблюдать закон и без проблем предоставлять нашим студентам доступ к широкополосному Интернету, который так необходим в учебном процессе.
– Дистанционное обучение – одна из современных тенденций. Как вы относитесь к данной форме обучения? Какие новинки ИТ получили распространение здесь последние годы?
– Дистанционное обучение на платформе MOOC* получило в последнее время широкое распространение. Крупнейшие вузы мира – Гарвард, MIT, Оксфорд и Кембридж – размещают лекции известных ученых на бесплатных платформах для всеобщего обучения. Это кардинальным образом меняет философию работы учебного заведения, снимая барьеры и повышая доступность образования.
Мы серьезно относимся к внедрению онлайн- программ. У нас есть отдел, который занимается публикацией онлайн-курсов и программ, программ самостоятельного изучения, создает электронные версии учебников, тестов для самопроверки.
Вместе с тем, мы верим, что обучение – не просто прочтение лекций и книг, а умение работать в коллективе, ответственность, мобилизация для подготовки к экзаменам, работа в команде, прохождение практики, совместные спортивные мероприятия. Обучение в вузе – это формирование личности, патриота.
В МФЮА уверены, что задача вуза – предоставление материала, ресурсов, преподавателей, комфортных мест для учебы. Но учиться и осваивать материал, готовиться к экзаменам – работа студента. Он должен быть ответственным и честным, изучать материал, сдавать экзамены, чтобы доказать в конечном итоге, что он достоин носить звание студента МФЮА.
– Как вы относитесь к специальным программам сотрудничества вузов и мировых вендоров? В чем плюсы и, возможно, минусы такого сотрудничества?
– МФЮА уже более десяти лет плодотворно взаимодействует с крупнейшими производителями ПО: «1C», Microsoft, Oracle, Лабораторией Касперского, компанией Cisco и др. Работа с известными компаниями – экспертами в сфере ИТ позволяет быть в курсе современных тенденций, вовремя обновлять ПО и предоставлять доступ студентам к современным технологиям.
Вуз как площадка внедрения и испытания новых технологий позволяет научить студентов работать с новым программным продуктам и провести всесторонне тестирование нового решения.
Пилотные проекты, внедренные в МФЮА, широко известны. Это и первое внедрение Microsoft Lync-2010 в вузе, позволяющее проводить видеоконференции между студентами и преподавателями из разных филиалов, и одно из первых внедрений LifeEdu и Office 360, обеспечившее всем студентам МФЮА доступ к новейшим продуктам от Microsoft. Партнерство с компанией «1С» дало возможность в кратчайшие сроки внедрить студенческий портал и автоматизировать учебный процесс. Мы уверены, что сотрудничество с передовыми компаниями позволяет дать студентам необходимые знания и лучше подготовить их к началу карьеры.
– Несмотря на все инновации, учебники – по-прежнему основа для получения образования. Возможна ли в ближайшей перспективе замена обычных бумажных библиотек электронными? Что показывает в этом контексте западный опыт высшего образования и каковы перспективы электронных библиотек в нашей стране?
– Поколение современных школьников ежедневно использует Интернет и очень комфортно чувствует себя с электронными носителями информации. Многие ведущие иностранные вузы уже полностью отказались от бумажных носителей и распространяют учебники в электронном формате.
Основные преимущества электронных книг – это возможность динамического обновления контента, мгновенный поиск нужной информации, снижение издержек на хранение и распространение, а также доступ к необходимым материалам в удобное для студента время и в удобном месте. Кроме того, электронный формат существенно увеличивает число источников информации, современное ПО позволяет мгновенно переводить иностранный учебник на русский язык. Это дает студентам возможность не ограничивать себя изучением материалов только на русском языке, а использовать их в оригинале.
Отмечу, электронные библиотеки играют ключевую роль в учебном процессе: крупнейшие из них обладают материалами, с которыми сложно конкурировать библиотекам с бумажными носителями. Доступ к электронным библиотекам решает для вуза целый ряд проблем и позволяет существенно улучшить работу как студентов, так и преподавателей.
Кроме того, электронная книга несравненно дешевле, чем бумажная. Студент может оставить электронную копию себе, сделать нужные пометки и не думать, что книгу придется сдавать в библиотеку.
Вузы приветствуют электронный формат. Необходимость постоянно обновлять фонд учебников ведет к ежегодным многомиллионным затратам, недешевы и процессы транспортировки и хранения бумажных книг, а также утилизация устаревших учебников.
Количество оцифрованных книг все время растет. Не за горами время, когда издательства откажутся печатать книги. Электронный формат постепенно вытеснит бумажные носители.
* MOOC (massive open online courses – «массовые открытые онлайн-курсы»)