Время «Антифрода»

В начале года Роскомнадзор запустил единую платформу для борьбы с телефонным мошенничеством и блокировки звонков и СМС-сообщений с подменных номеров «Антифрод». На сессии «Киберфрод: новые вызовы и новые возможности» деловой программы Уральского форума «Кибербезопасность в финансах» стало известно о том, что к платформе подключены три крупных оператора связи, «Мегафон», МТС и «Вымпелком», а верификация вызовов достигает почти 80%.

 

Верификация вызовов плюс

Объем финансовых списаний без согласия клиентов достиг 1458,6 трлн рублей. Система будет не только верифицировать вызовы, но и контролировать соблюдение требований по запрету пропуска звонков с подменных номеров и выполнять другие функции. «До конца этого года планируется обеспечить возможность подключения остальных операторов телефонной связи в России. Целевой показатель – 90% вызовов должно быть верифицировано», – сказал директор подведомственного Роскомнадзору Центра мониторинга и управления сетью связи общего пользования Сергей Хуторцев.

Борьба с подменами номера абонента играет особенно значимую роль в предупреждении мошенничества, согласны отраслевые эксперты. Это защитит граждан и позитивно скажется на банковском и финансовом рынках страны в целом, что особенно важно в условиях, когда объем финансовых операций, выполненных без согласия клиентов, достиг в 2022 г. 1458,6 трлн рублей, отметил директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

Штрафные санкции

С 01.01.2022 вступили в силу поправки в КоАП РФ, устанавливающие ответственность за неисполнение оператором связи обязанностей, касающихся передачи абонентского номера и (или) уникального кода идентификации, прекращения оказания услуг связи и (или) услуг по пропуску трафика. Размер штрафа для операторов за неисполнение обязанности по передаче в неизменном виде абонентского номера достигает 800 тыс. рублей, а за неисполнение обязанности по прекращению оказания услуг связи и пропуска трафика (как, например, пропуск из-за рубежа вызова с российской нумерацией, за исключением случая, когда абонент был в роуминге) – до 1 млн рублей.

В 2022 г. прокурорский надзор за выполнением этих требований так же помог снизить число подмен.

Инструментарий злоумышленников

Разбираться нужно со звонками от мошенников, поступающими не только по внутрироссийской связи, но и из других стран. «Эффективность создаваемой платформы требует подключения всех без исключения операторов, в том числе фиксированных, иначе ощутимого эффекта не добиться. Следующий вызов – борьба с мошенническими операциями, выполняемыми в результате звонков с иностранных номеров, и здесь потребуется координация усилий различных государств», – уверена директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова.

Ярослав Кабаков заметил, что основной инструмент злоумышленников – использование приемов и методов социальной инженерии, когда человек под психологическим воздействием добровольно переводит денежные средства или раскрывает банковские сведения, позволяющие злоумышленникам совершить хищение. «Доля таких операций составила 50,4% в общем числе транзакций, проведенных без согласия клиентов. Важные изменения в Федеральный закон “О связи”, которые были внесены в июле 2021 года, позволили существенно снизить количество звонков с подменой городских телефонных номеров», – напомнил директор по стратегии ИК «Финам». Однако из-за невозможности использовать городские телефонные номера при осуществлении вызовов из-за границы злоумышленники начали более активно задействовать мессенджеры, добавил он.

Интеграция механизмов защиты

В законодательстве в целом заложена полноценная нормативная база для интеграции различных механизмов защиты от мошеннических операций при использовании телефонной связи. Сейчас операторы связи предоставляют пользователям доступ к интернет-соединению и не имеют технической возможности противодействовать мошенническим вызовам, которые осуществляются в мессенджерах.

По мнению члена комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Антона Немкина, «давно пришло время сделать прозрачной эту сферу: думаю, что для безопасного соединения граждан через мессенджеры, прежде всего, необходимо использовать только доверенные каналы связи. Помимо этого, хотя эффективное взаимодействие законодательной власти, регуляторов и операторов – один из основных элементов в борьбе с мошенниками, здесь очень важна и информационная работа с гражданами. Людям необходимо помнить, что каждое сообщение следует проверять, что, если вы не уверены, что на другом конце провода – представитель банка или государственного органа, положите трубку и перезвоните по официальным номерам этих организаций сами, и ни при каких условиях не сообщайте личную информацию, которой могут воспользоваться злоумышленники».

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Медицинские задачи для ИИ

Подробнее
Спецпроект

Цифровой Росатом

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку