VR-погружение в отечественное

РИА «Новости» представило VR-проект «Игра ремесел». Современный инструмент для популяризации народных промыслов создан специалистами RIA Lab по заказу ассоциации «Наследие и традиции» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В разработке концепции игры принимали участие специалисты предприятий «Гжельская мануфактура», «Объединение художников Палеха», «Хохломская роспись» и др. Проект размещен на крупнейшей международной площадке Steam и бесплатно доступен на русском, английском и китайском языках. Создатели «Игры ремесел» рассчитывают, что она будет способствовать популяризации народных промыслов.

Просветительская игра ремесел знакомит пользователей с уникальными художественными традициями и техниками прикладного искусства различных регионов нашей страны. В игровом пространстве предметы современного интерьера сочетаются с элементами нематериального культурного наследия России. Любой желающий может создать свои варианты применения характерных для того или иного промысла традиционных узоров в современном интерьере или предметах. Правда, при одном условии – наличии шлема или очков виртуальной реальности.

Конечно, технология, на основе которой реализован этот проект, быстрее всего привлечет внимание представителей юных поколений, особенно детей и подростков, которые легко и свободно ориентируются в виртуальном пространстве. Кажется, они способны интуитивно подбирать доступные через современные гаджеты инструменты, чтобы создавать собственные миры. Авторы проекта позаботились о том, чтобы направить энергию познания в созидательное русло, подчеркнуть ценность узоров народных промыслов, которые являются частью культурного кода, даже если не задумываться об этом.

Достаточно надеть очки виртуальной реальности, чтобы погрузиться в детали народных ремесел, получить возможность подобрать собственные варианты применения традиционных узоров для оформления предметов быта или разработки дизайнерских решений. В представленном VR-проекте нашли отражение техники жостовской и тагильской росписи по металлу, мезенской и хохломской росписи по дереву, гжельской росписи керамики и палехской лаковой миниатюры.

Популяризация народных промыслов через проекты виртуальной реальности – один из способов направить интерес молодежи (и не только) в созидательное русло посредством приобщения к историческому и культурному наследию собственной страны. Эксперт министерства культуры и министерства торговли и промышленности Андрей Гилодо подчеркнул точность посыла и смыслов, которыми наполнена эта игра. Окружающая среда, лишенная красок, характерных для народных промыслов, становится мрачной и скучной. Пользователям предоставляется возможность преобразить пространство, вернув ему красочный вид через предметы, которые окружают человека в повседневной жизни и определяют комфорт, а нередко и настроение.

По мнению эксперта, у проекта большой потенциал развития. Для молодежи промыслы начинают становится интересными – на уровне исторического подсознания и исторической памяти. Молодые люди задаются вопросом: «Кто мы, россияне?». Проект дает возможность выстроить интересную панорамную картину российской цивилизации через конкретику, связанную с промыслами. «Игра ремесел» кажется интересным и для музеев, коллекции которых могут быть доступны в VR-формате. Таким инструментом могут воспользоваться художники, занятые на промыслах, и широкий круг зрителей.

Аудиовизуальные возможности VR помогают пользователю «Игры ремесел» представить себя в роли художника. Механика росписи – одна из самых увлекательных, даже с учетом того, создатели просветительского проекта вынуждены были пойти на некоторое упрощение, чтобы преподнести историю и технологию промысла в игровой упаковке. В частности, процесс производства изделий промыслов слегка адаптировали (например, игроку не нужно сушить лакированный поднос, покрывать деревянное изделие специальным маслом из олифы и т. д.). Однако и в таком оптимизированном «в угоду» жанру виде процесс производства изделий представляет немалый творческий потенциал. Например, проект можно развивать, масштабируя на другие жанры.

«Игра ремесел» может превратиться в полноценную платформу для знакомства с миром народных промыслов и ремесел. Сегодня в проекте нашли отражение всего лишь шесть ремесел, а сколько еще на очереди – страшно представить: ярославская майолика, оренбургский платок, семеновская матрешка, тверская, остяцкая и другие виды вышивки и т. д. Народных промыслов огромное количество. Если представить, что каждому из них удастся посвятить даже небольшой VR-проект (в том числе для мобильных устройств), отражающий историю, особенности технологического процесса, потенциальная аудитория проекта будет расширяться.

При этом создатели проекта понимают, что сегодня в России весьма ограниченная аудитория VR-пользователей. Далеко не в каждом доме найдется VR-шлем или VR-очки, да и не все из нас горят желанием обрести привычку пользования такими гаджетами. Поэтому расчет на аудиторию, которая интересуется технологией, посещает площадки, где такие устройства доступны.

Не отношу себя к большим поклонникам VR-девайсов, и до недавнего времени разделяла точку зрения экспертов, утверждавших, что коммерческий потенциал технологий виртуальной реальности оказался весьма переоцененным. Однако буквально на днях стали известны результаты исследования, проведенного специалистами интернет-сервиса сравнения цен Price.ru (входит в холдинг S8 Capital). Эксперты проанализировали пользовательскую активность в поисковиках и на сайте Price.ru на примере спроса на 36 млн товаров, которые продаются в интернет-магазинах по всей России.

Выяснилось, что за период с января по май 2023 г. на 20% увеличился онлайн-спрос на VR-устройства и на 83% – на игры. Жители России стали чаще интересоваться любыми VR-устройствами и играми в виртуальной реальности.

Наибольший рост зафиксирован в категории VR-очков (+25%) – недорогого устройства в виде «рамки», в которую вкладывается смартфон. Устройство подходит для мобильных игр, поддерживающих 3D-графику. Если позволяет мощность смартфона, VR-очки также можно подключить к компьютеру и использовать их вместо дорогостоящей VR-гарнитуры, которая фиксирует перемещения и движения головы пользователя, обеспечивая полный эффект живого присутствия.

Так что VR-проекты, аналогичные «Игре ремесел», как минимум вписываются в канву рыночной тенденции и, не исключено, предвосхищают грядущие технологические предпочтения пользователей. Во всяком случае тех, кому хотелось бы, пусть и на время, сбежать от реальных забот и проблем в пространство виртуальной реальности, чтобы перевести дух или перезагрузить свое отношение к происходящему вокруг.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку