VR – неотъемлемая часть цифрового работника будущего

В круглом столе принимают участие

Леонид Жестев, руководитель направления «Мультимедийные системы и видеоконференцсвязь», компания «ЛАНИТ-Интеграция» (ГК ЛАНИТ)

Денис Захаркин, технический директор и сооснователь VR Concept

Павел Ксенофонтов, руководитель лаборатории VR, компания «Топ Системы»

Алексей Семес, руководитель проектов по цифровым направлениям, ОК «РУСАЛ»

Виталий Степанов, руководитель направления разработки индивидуальных решений, iVariant

 

Как вы оцениваете текущее состояние рынка технологий виртуальной и дополненной реальности для корпоративного применения? В каких отраслях эти технологии наиболее эффективно использовать?

Леонид Жестев

Российский рынок отстает от общемирового, но у нас наблюдается уверенная тенденция роста. Наиболее востребованы области для виртуальной реальности: например, применение в промышленных тренажерных комплексах позволяет проводить настройку оборудования в виртуальном пространстве и отрабатывать сценарии устранения последствий ЧП.

Системы дополненной реальности пока имеют в основном презентационный функционал, большинство кейсов с реальным применением в России находятся сейчас на стадии пилотирования. На Западе есть ряд кейсов использования AR для сборки оборудования, показавших высочайшую эффективность при подготовке к проведению работ (AR-инструкции, разметка заготовок и т. д.).

Денис Захаркин

Рынок технологий виртуальной реальности в этом году демонстрирует высокий рост (по продажам шлемов – на 50%, по продажам в целом – в два раза) по сравнению с 2018 г. Большое количество компаний проявляют не просто интерес к технологии, а желание запустить пилот или интегрировать в существующие бизнес-процессы. Если говорить о российском рынке, то рост показывает в первую очередь образовательный сектор, который уже высоко оценил перспективы технологии для обучения студентов и старшеклассников как техническим специальностям, так и пользованию самой технологией VR, что сегодня весьма востребовано в промышленности. Подтягиваются и корпоративные университеты. Высок спрос и среди промышленных компаний на решения для коллективной работы с цифровыми двойниками в виртуальной реальности. Это связано не только с успешными внедрениями VR в промышленности в прошлые годы, но и с выходом новых шлемов VR, которые постепенно избавляются от «детских болезней»: задержки трекинга, низкого качества изображения.

Павел Ксенофонтов

Рынок есть, и он растет. Крупные предприятия в настоящее время неспешно изучают возможности VR-технологий и ищут пути их эффективного применения. По моему мнению, максимальный эффект можно ожидать в отраслях, выпускающих сложную продукцию, такую, где цена ошибки, допущенной в процессе проектирования или обслуживания, особенно высока.

Виталий Степанов

VR-технологии уже давно вышли за рамки мультимедиа развлечений, стали доступнее и нашли применение в корпоративном мире. Среди самых заметных российских компаний, которые внедрили VR, – ПАО «Сбербанк», «Перекресток», РАО РЖД, ПАО «Газпром нефть», банк ВТБ, ПАО «Северсталь». С помощью VR-очков и контроллеров можно обучить инженеров обслуживанию инфраструктуры, как это происходит в РЖД, или повысить навыки продаж у консультантов, как это делает «Перекресток». Рынок активно развивается, и сейчас VR/AR технологии применяются в любых отраслях – от строительства и недвижимости до здравоохранения и образования. При этом эффективность использования VR зависит не от отрасли, а от грамотного подхода к внедрению проекта и понимания целей/метрик эффективности проекта, для чего многие VR-студии предлагают услуги предпроектного исследования.

Какую роль технологии виртуальной и дополненной реальности, по вашему мнению, играют в концепции «Индустрия 4.0»? На каких этапах жизненного цикла продукта или решения их лучше всего применять?

Леонид Жестев

Применение технологий виртуальной и дополненной реальности может значительно повысить эффективность во многих областях. Этому способствуют и новые методики обучения с применением VR/AR, и использование решений дополненной реальности при эксплуатации или ремонте оборудования. Главное – использовать технологии именно там, где они действительно эффективны. Универсального решения, на каком этапе жизненного цикла их применять лучше всего, нет, поскольку это в высокой степени зависит от самого продукта.

Денис Захаркин

Виртуальная реальность в концепции «Индустрия 4.0» играет важную роль и предполагает интеграцию на всех этапах жизненного цикла изделия как сквозная технология. Если говорить об интеграции VR на предприятиях, где она еще не используется, то в первую очередь стоит обратить внимание на применение VR в процессах проектирования и коллективного согласования проекта, что уже показало экономическую эффективность у ведущих машиностроительных компаний мира, таких как Ford, SEAT, Safran Nacelles. Кроме того, это незаменимый инструмент для маркетинга и продаж: возможность продемонстрировать заказчику и партнерам изделия без физического макета и утвердить требования и персонификацию продукта. И конечно, это обучение, причем не только обслуживанию и эксплуатации, но и опыту использования.

Павел Ксенофонтов

В рамки концепции «Индустрия 4.0» виртуальная реальность вписывается как нельзя лучше, ведь VR позволяет максимально приблизить цифровой двойник изделия к человеку. Применять виртуальную реальность можно уже на начальных этапах жизненного цикла продукта. На каком этапе можно достигнуть наилучшего результата от применения – зависит от особенностей продукта.

Алексей Семес

Технологии виртуальной и дополненной реальности являются неотъемлемой частью концепции «Цифровой работник будущего». Недостаток опытных кадров все острее сказывается на производственных предприятиях, новые кадры, к сожалению, пока не обладают соответствующими компетенциями (например, при ремонте оборудования). В этом случае необходим инструмент не только систематизации и каталогизации знаний, но и обучения применению их на практике, чем, по сути, и является самое распространенное видение AR/VR в концепции «Индустрия 4.0».

VR идеально подходит для маркетинговых мероприятий компании, обучения персонала и его первичного знакомства с производственным циклом. AR как более продвинутая технология уже находит применение на производстве («полевое» обучение персонала, удаленная экспертная поддержка, инструктирование, визуализация данных с датчиков и т. д.).

 

Можно ли использовать виртуальную и дополненную реальность при продажах? В каких отраслях виртуальная реальность в этом качестве может оказаться наиболее востребованной?

 

Леонид Жестев

Можно, даже в самых неожиданных областях. Например, при наличии цифровой модели в виртуальной реальности можно очень эффективно продемонстрировать любой крупный промышленный объект, с возможностью разглядеть все проектные решения с максимальной детализацией.

 

Денис Захаркин

Есть много примеров применения виртуальной реальности в продажах и маркетинге. Сейчас практически ни одна выставка не обходится без стенда с виртуальной реальностью, где экспоненты не просто демонстрируют изделия, а дают возможность посетителям интерактивно взаимодействовать и осматривать экспонаты в VR. Таким образом, производители могут проводить демонстрацию еще не выпущенного в серию продукта и вместе с заказчиками настраивать его под их нужды прямо в VR. В первую очередь это востребовано в машиностроении и капитальном строительстве.

 

Павел Ксенофонтов

Виртуальную реальность удобно использовать в продажах крупных по размеру продуктов, которые сложно или невозможно доставить потребителю для показа, – это строительство, недвижимость, тяжелое машиностроение и т. д. Предположим, что вы продаете автомобили, экскаваторы, самолеты или целиком заводы. Доставить подобный продукт для демонстрации клиенту либо невозможно, либо очень дорого. Теперь специалист по продажам может приехать к клиенту, взяв с собой ноутбук и шлем виртуальной реальности, и провести демонстрацию продукта. Конечно, клиент вряд ли купит продукт, не увидев его вживую, но на начальном этапе работы с клиентом виртуальной реальности может быть достаточно.

 

Виталий Степанов

С помощью виртуальной реальности действительно можно повышать продажи компании. Часто это происходит за счет того, что VR позволяет клиентам увидеть готовый проект до его завершения. Если вы владеете строительным бизнесом и работаете над крупными долгосрочными проектами, VR-модель завершенного здания поможет вашим клиентам получить четкое представление о готовом проекте. Люди эмоционально сильнее привязываются к тому, что они могут увидеть и испытать. Благодаря VR клиентам проще согласиться на крупную сделку, ведь они уже могут полностью представить результат. В сфере недвижимости VR предлагает решения и для продажи квартир, и для ремонта, и для обустройства жилья, помогая ритейлерам и агентствам недвижимости повысить продажи.

VR позволяет компаниям продавать крупногабаритное оборудование (трактора, комбайны, вертолеты и т. п.), которое сложно показать клиенту в кабинете. Специалисты по продажам могут приехать к клиенту в офис с одним лишь VR-шлемом, внутри которого – огромный шоу-рум со всей продукцией в реальном масштабе. Так, компания «Теплоком» реализовала часть своего каталога в виртуальной реальности и теперь может гораздо интереснее и качественнее презентовать продукцию (http://teplocom-sale.ru/catalog/).

 

Как вы оцениваете проекты использования виртуальной и дополненной реальности в образовании? Какие перспективы в этой сфере существуют для российских образовательных учреждений и предприятий дополнительного образования?

 

Леонид Жестев

Подавляющее большинство людей – визуалы, поэтому уровень вовлеченности в процесс образования с применением виртуальной реальности значительно выше, чем в традиционных методах обучения. На мой взгляд, в скором времени количество учебных программ с использованием AR/VR будет стремительно расти.

 

Денис Захаркин

Рынок образования в России довольно давно применяет VR. Но раньше это было доступно только крупным университетам. Сейчас мы видим, как виртуальную реальность осваивают кванториумы, технопарки, ЦМИТЫ и даже школы. Но в первую очередь в применении VR заинтересованы корпоративные университеты крупных корпораций и отделения дополнительного образования в вузах. Это открывает им широкие возможности в подготовке кадров будущего, столь необходимых для реализации программ по цифровизации и перехода на новый технологический уклад.

 

Павел Ксенофонтов

Перспективы в образовании есть. Многие вузы, с которыми работает наша компания, проявляют интерес к этой технологии. В некоторых заведениях уже ведется работа по включению технологий виртуальной реальности в учебный процесс.

 

Виталий Степанов

Согласно пирамиде обучения Эдгара Дейла, человек запоминает примерно 10% прочитанного, 30% увиденного и 90% сделанного лично. Виртуальная реальность позволяет погрузиться в любой процесс, что способствует лучшему усвоению материала. Более того, VR помогает изучить и другие новые технологии, например робототехнику. В России ежегодно проводится олимпиада НТИ, в рамках одного из заданий которой школьники должны запрограммировать робота. Чтобы выполнить это задание, необходимо для начала приобрести робота, что мало кто может себе позволить. На Проектной школе 2019 в Иннополисе Varwin совместно с ROBBO тестировали робота в VR и обучали этому детей. Команда из трех школьников справилась с поставленной задачей за несколько дней: это лишний раз доказывает, что виртуальная реальность упрощает освоение новых технологий.

 

Есть ли в России проекты использования дополнительной реальности при обслуживании сложных продуктов, агрегатов или строений? Насколько, по вашим оценкам, перспективны решения дополненной реальности в этой сфере?

 

Леонид Жестев

Наиболее популярный кейс в России – применение «удаленного помощника», т. е. предоставление консультационных услуг высококвалифицированного специалиста без необходимости его выезда на объект. Сотруднику на месте достаточно надеть очки дополненной реальности, вызвать на связь консультанта и провести работы под его руководством. При этом удаленный консультант увидит все происходящее глазами сотрудника и сможет координировать его действия при помощи графических маркеров, размещаемых в дополненной реальности. Этот кейс особенно востребован в процессе техобслуживания, ремонта и перенастройки оборудования.

 

Денис Захаркин

Дополненная реальность по сравнению с технологией виртуальной реальности находится на ранней стадии развития, что связано со стоимостью устройств дополненной реальности, недостаточно развитой инфраструктурой сетей передачи данных на объектах и наличием большого количества объектов с высоким уровнем секретности, где невозможно использовать устройства, работающие по беспроводной сети. Да и устройства, которые предлагаются на рынке, пока имеют низкое качество изображения и большой вес. Все это ограничивает широкое распространение технологии. От дополненной реальности ждут решения задач на производстве, поскольку технология позволяет рабочим, слесарям и инженерам в режиме реального времени наблюдать, что происходит на объекте, как загружен станок, какая операция сейчас выполняется и т. д.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку