Вовлеченность ИТ-сотрудников в преподавание растет

Крупные отечественные ИТ-компании в 2024 году вовлекали в преподавание 6–7% профильных сотрудников. Но этого все равно недостаточно для восполнения дефицита преподавателей в сфере, а также для формирования более практикоориентированных образовательных программ.

Число работников VK, преподающих в высших образовательных учреждениях и выступающих на университетских конференциях, лекциях и мастер-классах, в 2024 году выросло на 15% до 1000 человек, рассказали «Ведомостям» в VK Education. Это 7% от общего числа квалифицированных сотрудников, работающих непосредственно над ИТ-проектам в компании.

В большинстве случаев представители компании преподавали в университетах фронтенд, бэкенд и веб-разработку – доля курсов достигла 51% в общей структуре всех образовательных ИТ-программ. Еще 26% специалистов преподавали курсы по аналитике данных и искусственному интеллекту, 9% – по продуктовым и креативным специальностям.

В Школе анализа данных в этом году преподавали 800 сотрудников «Яндекса». Значение более чем на треть (33%) больше прошлогоднего показателя, отметила директор по образованию в «Яндексе» Дарья Козлова. Чаще всего ИТ-специалисты преподавали курсы, связанные с машинным обучением, анализом данных, бэкенд-разработкой, а также проектным управлением и маркетингом.

Рост вовлеченности ИТ-кадров в преподавание зафиксировали и в Т-банке. В 2024 году к преподавательской работе было привлечено порядка 900 сотрудников – это 6% от общего штата, но в 1,5 раза больше, чем в прошлом году.

Тренд на вовлеченность сотрудников в преподавательскую деятельность наметился уже давно, отмечает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. «Для ведущих компьютерных факультетов страны такой подход давно стал нормой, большая часть преподавателей там уже несколько лет совмещает учебную нагрузку и основной вид деятельности. Некоторые – занимаются научно-исследовательской работой», – рассказал депутат.

По словам Немкина, бизнес видит результативность такой модели взаимодействия со студентами. «Во-первых, это возможность подготовить специалистов под свой формат работы. Во-вторых, это способ привлечь в свою компанию лучших из лучших. Поэтому вовлеченность коммерческого сектора постепенно растет», – рассказал депутат.

Однако текущей динамики недостаточно для того, чтобы восполнить существующую нехватку кадров. Поэтому Минцифры России прорабатывает вопрос актуализации критериев аккредитации ИТ-компаний. Главное предложение министерства – установление требования по обязательному преподаванию ИТ-специалистов в высших учебных заведениях.

Привлечение рыночных специалистов позволит уменьшить разрыв между академическим образованием и реальными трендами ИТ-сферы, считает Немкин. «Академические знания не всегда соответствуют тому, что требует рынок. Как результат – работодатели либо несут издержки на переобучение, либо в целом не готовы нанимать молодых людей на большую часть позиций. Этот фактор только осложняет проблематику дефицита кадров», – считает депутат.

В России в сфере ИТ работает более 900 тыс. специалистов, при этом ранее также сообщалось о нехватке более 700 тыс. ИТ-специалистов. «Дефицит кадров есть, но он постепенно выравнивается за счет общей востребованности ИТ-специализации у молодых людей. В 2024 году почти 10% выпускников российских вузов получили дипломы по информационно-технологическим специальностям, а за последние пять лет количество таких выпускников увеличилось на 18%», – рассказал депутат.

По словам Немкина, для обучения студентов нужны квалифицированные кадры, знакомые с рынком. «Поэтому вовлечение ИТ-специалистов в преподавание, во многом, стратегическая для отрасли задача», – подчеркнул депутат.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку