Военизация ИТ. ОПК заинтересовано в приобретении российских ИТ-компаний

Российский ОПК озабочен диверсификацией, стратегия которой сформулирована в перечне поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (утв. Президентом РФ 5 декабря 2016 г. № Пр-2346). Подпункт ж данного поручения содержит следующий план диверсификации: «Увеличение доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, выпускаемой организациями ОПК, к 2020 году – не менее чем до 17%, к 2025 году – не менее чем до 30%, к 2030 году – не менее чем до 50%». Причем каждые полгода необходимо докладывать Президенту о текущем состоянии диверсификации.

Предполагается, что процесс диверсификации должен стимулировать предприятия российского ОПК работать на открытом рынке и самостоятельно зарабатывать на свое развитие. Теоретически это должно сократить государственные расходы на развитие предприятий ОПК. Подход кажется оправданным – предприятия ОПК имеют производственные мощности, на которых можно выпускать в том числе и гражданскую продукцию.

Однако чтобы этот план удался, нужно разрабатывать новые продукты, продвигать их на рынке, искать для них клиентов. Не все руководители предприятий ОПК, которые ориентированы на исполнение государственного оборонного заказ (ГОЗ), способны так же эффективно работать на открытом рынке. Гражданская и оборонная продукция может значительно различаться, как и скорость принятия решений, качество и уровень сервиса на этих рынках. И хотя, по некоторым оценкам, уровень диверсификации, заявленный на 2020 г., уже достигнут, тем не менее, указанные для 2025 и 2030 гг. уровни кажутся достаточно высокими.

В частности, на конференции ЦИПР-2019 Иван Бежанов, директор по стратегическому маркетингу НПО «Конверсия», озвучил следующие цифры: для реализации намеченных Президентом целей необходимо увеличить выручку предприятий ОПК в пять раз. Для этого необходимо инвестировать в отрасль примерно 4,5 трлн руб. При этом в период 2019–2021 гг. нужно инвестировать в ОПК дополнительно 750 млрд руб. В ГОЗ подобные инвестиции для развития ОПК не заложены, а свободные рынки капитала сейчас не готовы к таким вложениям в оборонную промышленность. Но даже если деньги и найдутся, будут выпущены конкурентоспособные продукты и услуги, то в России не найдется столько покупателей, чтобы обеспечить указанное увеличение выручки. На международных рынках гражданская продукция российского ОПК пока не имеет высокого спроса. Поэтому задача кажется втройне нерешаемой.

В то же время есть неожиданное решение, связанное с тем, что поставленная цель сформулирована в процентах. Когда в «Майских указах» Президента была поставлена задача увеличить зарплату медикам, то чиновники поступили очень просто – уволили половину медиков, объединили медицинские учреждения и повысили зарплату оставшимся. Аналогично подняли зарплаты и учителям. Такое же «чисто математическое» решение существует и для диверсификации: предприятия ОПК могут просто включить в свой состав уже работающие гражданские предприятия. В этом случае доля выпускаемой гражданской продукции увеличивается. Важно только, чтобы продукция была высокотехнологичной. И такой рынок в России есть – это ИТ. Правда, по оценкам аналитиков, он составляет всего 1,3 трлн руб., т. е. полностью проблему решить не сможет, но некоторые предприятия, скорее всего, постараются воспользоваться столь простым рецептом достижения необходимых показателей KPI.

Предпосылки для перехода ИТ-компаний под «оборонную крышу» есть – центрами компетенции по направлению «Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов» программы «Цифровая экономика» назначены два наиболее ярких представителя ОПК – «Росатом» и «Ростех». Причем программы развития таких существенных направлений ИТ, как блокчейн, большие данные, мобильная связь и Промышленный Интернет, формируют структуры, связанные с «Ростехом». Они будут управлять финансовыми потоками, которые государство должно направить на развитие соответствующих ИТ-сегментов, поэтому, вероятно, быстро соберут команды, добившиеся в указанных направлениях хоть каких-то результатов.

Сразу хочется отметить, что в объединении ИТ и ОПК нет ничего плохого. В конце концов, та же самая Кремниевая долина возникла на базе военной промышленности Второй мировой. Да и Интернет в свое время также был разработан по заказу военных. Если в России получится повторить успешный опыт стимулирования инновационной деятельности за счет оборонных заказов, то это можно только приветствовать. Действительно, у ОПК есть ресурсы для производства новых продуктов, а ИТ-отрасль  способна генерировать идеи для новых направлений бизнеса. Получится ли синергия от «военизации» российских ИТ – покажет время.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку