24 октября состоялся ежегодный бизнес-форум «Цифровой девелопмент-2024». Участники форума обсудили решения, направленные на ускорение проектирования и строительства, сокращение административных процедур, перевод ключевых процессов в электронный формат, внедрение технологии информационного моделирования (ТИМ), а также на повышение прозрачности данных в рамках развития единого информационного контура.
Первым выступила Ирина Кузьма, председатель Комитета по цифровой трансформации строительной отрасли НОСТРОЙ. Она представила статистику, согласно которой до выхода 331-го постановления в 90% контрактов государственных заказчиков отсутствовало требование к технологии информационного моделирования (ТИМ).На данный момент 33% договоров все еще не содержат ТИМ. Главной темой выступления стала разработка компании –— единое информационного пространство.
В рамках разработки данной системы реализованы ключевые функции, в частности, сведения о строительных контрактах, что обеспечивает контроль их выполнения и прозрачность процесса. В систему загружены данные о членах саморегулируемых организаций, что способствует повышению доверия, а также представлены сведения о применении ТИМ в контрактах. Система предусматривает получение обратной связи от органов государственного надзора, что дает возможность оперативно реагировать на проверки и обеспечивает соблюдение контрактных обязательств. Эти функции в дальнейшем будут интегрированы в систему оценки опыта и деловой репутации, что позволит заказчикам выбирать надежных партнеров с хорошей репутацией.
В продолжение темы ТИМ выступил Максим Нечипоренко, заместитель генерального директора Renga Software и по совместительству Советник министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Он, как и первый спикер, обратил внимание на проблему отсутствия ТИМ у ряда застройщиков, но вместе с тем отметил положительную динамику в этом вопросе: «Есть освоение, внедрения в компаниях, застройщики и девелоперы понимают, что это эффективно и полезно». Еще одной проблемой являетсянедостоверность данных, поступающих в информационную систему управления проектами. Главной темой доклада стала кадровая нехватка в сфере строительства. Максим Нечипоренко подчеркнул, что для привлечения сотрудников бизнесу необходимо взаимодействовать с высшими учебными заведениями и учебными заведениями среднего профессионального образования.
Илона Власова, руководитель направления продвижения цифровых сервисов «ДОМ.РФ Технологии», представила цифровые инструменты для управления и контроля строительства. Она рассказала о Центре компетенций по ТИМ и цифровизации в жилищном строительстве, в рамках которого компания предоставляет ПО, которое позволяет вести все процессы в единой среде общих данных. Данная система позволяет осуществлять ручные и автоматические проверки, управлять портфелями проектов, вести информационную модель, контролировать изменения и ошибки в проектах.
После небольшого перерыва началась вторая сессия бизнес-форума, на которой эксперты обсудили, как ИИ помогает в решении повседневных задач. Сессия прошла в оригинальном формате: эксперты решили протестировать популярную систему ChatGPT, устроив бриф из профессиональных вопросов, тем самым проверив, насколько ее ответы соответствуют профессиональным стандартам. В рамках сессии задавались вопросы, проверялась профессиональность ответов, а также оценивались текущее состояние и перспективы ИИ.
В частности, было отмечено, что ИИ автоматизирует управление социальными сетями и обработку обращений граждан, ускоряет юридические процессы благодаря генерации документов и поиску правовых решений,повышает эффективность управления, отслеживая метрики и создавая отчеты для топ-менеджмента.
Спикеры пришли к выводу, что ИИ действительно способен значительно оптимизировать бизнес-процессы и повысить их эффективность. Они также отметили, что внедрение ИИ-технологий позволяет сократить время на выполнение рутинных задач, улучшить качество обслуживания клиентов и снизить операционные затраты.
В третьей сессии Валентин Чубаров, руководительпроектного офиса «Инфраструктурная IoT-платформа», ГК «Росатом», рассказал об опыте «Росатома» в автоматизации процессов эксплуатации гражданских объектов жилой и коммерческой недвижимости. Он выделил несколько преимуществ для собственника объекта недвижимости от внедрения цифровых сервисов, такие как обеспечение непрерывной эксплуатации объекта, снижение расходов на эксплуатацию от 9 до 16%, а для управляющей компании – возможность использования ИТ—технологий для автоматизации эксплуатации без увеличения штата сотрудников. Валентин Чубаров привел примеры реализации проектов внедрения цифровых сервисов, в частности, показал Единый диспетчерский центр управления более 70 объектами ЖКХ и свыше 500 многоквартирных домов в городе Обнинске, где осуществляются мониторинг и управление всей инженерной инфраструктурой субъекта. В Смоленске был реализован Единый диспетчерский центр для управляющих компаний МКД, который также выполняетмониторинг и управление инженерной инфраструктурой.
Дмитрий Постнов, технический директор и совладелец компании Techcon, обратил внимание на проблемы эксплуатации объектов капитального строительства и планирования капитального ремонта. По его мнению, при большом количестве объектов создание и анализ отчетности вручную исключают возможность эффективного планированияремонтов и эксплуатационных мероприятий. Для решения проблемы спикер предложил использовать цифровыетехнологии в процессе обследования и эксплуатации ОКС, в частности, программное решение TechCon. В проекте реализованы следующие функции:
Дмитрий поделился опытом применения цифровых технологий в Нижегородской области, где было обследовано более 3000 МКД. В ходе обследования было выявлено 37 домов в аварийном состоянии и девять конструкций, требующих противоаварийных мероприятий. За счет выявления дефектов на ранней стадии применение комплексного обследования МКД с использованием цифрового метода позволяет снизить процент аварийного жилья,