Россия вошла в число стран с наиболее высоким уровнем использования современных информационных технологий среди авиапассажиров. В рамках глобального исследования SITA Passenger IT Trends Survey 2016 выяснилось, что в следующем году число людей, использующих системы самообслуживания в российских аэропортах, приобретающих билеты онлайн, может удвоиться.
Компания SITA провела опрос пассажиров в 14 российских аэропортах, на чью долю приходится 78% от общего пассажиропотока страны. Согласно его результатам, среди российских путешественников значительно больше тех, кто активно использует современные технологии в повседневной жизни. Так, в части использования интернета и мобильных устройств Россия набрала 7,1 балла из 10 при среднем общемировом показателе 6,6.
Столь продвинутый уровень российских пользователей, предпочитающих, в частности, онлайн-регистрацию на рейс, неизбежно приводит к увеличению спроса на новые решения, ускоряет внедрение уже разработанных систем самообслуживания в аэропортах страны, а также стимулирует разработчиков к постоянному совершенствованию уже существующих технологий. Ожидается, что уже в течение следующего года количество желающих воспользоваться новыми системами, позволяющими самостоятельно зарегистрировать и сдать багаж, или пройти на посадку через автоматизированный выход, не говоря о покупке авиабилетов онлайн, вырастет на 16%.
Безусловно, для аэропортов и авиакомпаний наибольшую инвестиционную привлекательность представляют мобильные решения, а значит, их можно считать первыми в списке потенциальных сервисов. Сегодня уже 98% пассажиров отправляются в путешествие как минимум с одним смартфоном. Ожидается, что доля пассажиров, приобретающих билеты с помощью мобильных устройств увеличится за год почти в два раза – с 10% в 2016 году до 19% в 2017 году. Доля пассажиров, регистрирующихся на рейсы с помощью мобильных устройств – с 6% до 12%.
Президент SITA в Европе Дэйв Беккер (Dave Bakker) сказал: «Поскольку самостоятельное бронирование активно развивается в России, авиационной отрасли выгодно инвестировать в технологии самообслуживания. Новые решения позволят авиакомпаниям и аэропортам эффективнее обслуживать растущий пассажиропоток и предложить удобное и беспроблемное путешествие».
Пассажиры, которые освоили киоски самообслуживания, посещают веб-сайты авиакомпаний, мобильные приложения и другие технологии, уже не хотят возвращаться к решениям прошлого века. Исследование показало, что 91% российских путешественников, самостоятельно регистрирующихся на рейсы, не хотели бы возвращаться к классической модели обслуживания, основанной на общении с сотрудником аэропорта.
В рамках проведенного исследования SITA также проанализировала поведение пассажиров и выделила четыре основных типа путешественника – «Любитель планирования» (Careful Planner), «Любитель комфорта» (Pampered), «Любитель гаджетов» (Hyper-Connected) и «Любитель приключений» (Open-Minded Adventurer). В России примерно каждый пятый пассажир относится к «Любителям гаджетов», чаще других использующих технологии самообслуживания, а около 14% пассажиров приходится на «Любителей приключений» – эти путешественники хотят и любят пробовать новые услуги и сервисы, пользуются исключительно электронными авиабилетами, электронными посадочными талонами.