Современные девелоперы в России находятся в постоянном поиске новых идей, подходов и решений в области ИТ. В чем сегодня наиболее наглядно проявляется специфика бизнес-процессов крупного девелопера? Какие процессы и что именно требуют от ИТ-службы отраслевых компетенций? Наконец, какое место занимают ИТ-службы в структуре бизнеса строительной компании? На эти и другие вопросы мы попросили ответить Владимира Павловича Иванова, директора Департамента информационных технологий ПАО «Галс-Девелопмент».
Как бы вы охарактеризовали роль и место ИТ-службы в структуре бизнеса вашей компании? Как сегодня выстраивается диалог ИТ и бизнеса, на примере ПАО «Галс-Девелопмент»?
Сегодня, о какой бы отрасли экономики мы ни говорили, ИТ-служба, по сути дела, является «нервной системой» компании, которая позволяет управлять процессами на оперативном и стратегическом уровнях. Помимо всего прочего, ИТ-служба создает удобные инструменты для работы компании – мы поддерживаем эти инструменты и изменяем их по запросу бизнеса. В ПАО «Галс-Девелопмент» диалог между ИТ и бизнесом идет двусторонний: с одной стороны, мы находим интересные решения и предлагаем их другим подразделениям компании; с другой стороны, сами бизнес-пользователи нередко находят для себя полезные инструменты – они дают нам их на оценку и получают экспертное заключение (оценку стоимости владения и пр.).
Насколько типичны бизнес-процессы в крупном девелопере, по сравнению с иными отраслями? В чем проявляется специфика? Можете ли продемонстрировать на примере, какие процессы и в чем именно требуют от ИТ-службы отраслевых компетенций?
Девелопмент у нас более медленный, можно сказать, более «фундаментальный», чем например FMCG бизнес или из сферы услуг. Скажем, если взять компании, занимающиеся продажами, то для них остановка логистики, продаж – это критичный уровень. В строительной же отрасли критичным уровнем будет являться остановка проектов – если на пике реализации проекта у компании прекратится доступ к необходимым сервисам, инструментам, то невозможно будет провести любые документарно-деловые процессы, такие как продажи объектов недвижимости, прием отправка платежей и так далее.
Если мы посмотрим на страховой бизнес, то у них так называемый «бизнес-день» – это может быть до недели, т.е. компания получит ощутимый ущерб, если какой-либо ИТ-сервис не будет восстановлен за неделю. В банке критичным может быть простой на 10 минут. А вот в нашей компании «бизнес-день» занимает несколько часов – суммарная длительность простоя ИТ-сервисов Галс-Девелопмент в год не достигает и часа.
Тем не менее, с точки зрения ИТ, разница между работой в строительной отрасли и в других секторах экономики не такая большая, как может показаться на первый взгляд – чуть-чуть меняется название ИТ-систем и их направление.
В какой степени традиционный функционал полноценной ERP-системы покрывает основные управленческие нужды? Какая система используется у Вас, и насколько существенна была ее адаптация по сравнению с базовым вариантом от разработчика?
У нас полноценная ERP-система покрывает все управленческие нужды предприятия на 100%. С точки зрения финансового блока (документооборот, договорной учет, заявки и пр.), также все покрывается на 100%. Конечно, есть некоторые специфические направления работы, которые не всегда легко покрыть, например, финансовое моделирование, строительное моделирование, BIM-решения. В распространенных сегодня ERP-системах я не видел ни одной стройной реализации, которая позволяла бы охватить эти направления без каких либо существенных доработок.
Покрыть бизнес-процессами на предприятии можно все, что у вас стандартизировано, однако проблема как раз и заключается в том, что не все жизненные ситуации можно стандартизировать, поскольку и сама компания, и среда ее деятельности представляют собой живые организмы, условия существования которых постоянно меняются.
Таким образом, порядка 10-20% (я склоняюсь в последней цифре) задач у вас всегда будут находиться на стадии изменения, и вам придется работать с ними вручную, а не по каким-то формализованным лекалам, пока они, в свою очередь, не устоятся и не станут вполне стандартными для отрасли – только тогда их можно будет автоматизировать.
Уточните, пожалуйста, что конкретно Вы понимаете под термином финансовое моделирование?
Положим, у вас есть некие входные параметры какого-то объекта, его экономические показатели, и вы проводите расчет, с учетом инвестиций, сколько вам необходимо понести затрат для реализации данного проекта, на каком этапе этот проект «выйдет в ноль», на каком этапе, наконец, этот проект надо продавать, чтобы получить прибыль. При этом, в рамках жизни данного проекта происходит множество изменений (скажем, необходимый уровень инвестиций может вырасти или упасть), которые необходимо отразить в моели, произвести расчет и на основании данного анализа понять какие изменения необходимо внести в проект для его успешной реализации.
Сразу же замечу, что хороших систем финансового моделирования я еще не видел. Все имеющиеся решения подобного рода заточены под определенные стандарты, а вот для живой, меняющейся ситуации они вряд ли подходят.
У нас в ПАО «Галс-Девелопмент» используется ERP-система на базе «1C» но это не «1С Предприятие 8.3». Когда мы внедряли решение, хорошей ERP-системы у «1C» еще не было, так что мы с нуля создавали свою ERP на базе имеющихся блоков «1C».
Как в вашей компании организована система документооборота? В какой мере она обслуживает внутренние коммуникации, а в какой настроена на поставщиков и клиентов? В чем особенности работы с поставщиками в стройиндустрии?
Документооборот нужно разделять на два этапа – это внутренний документооборот компании и внешний. Отдельная сложная тема – это обмен первичными документами с контрагентами. К сожалению, у нас есть множество операторов документооборота, которые не имеют между собой роуминга, откуда и возникает проблема с обменом документами между российскими компаниями.
Мы, с одной стороны, пытаемся добиться от подрядчиков использования единой системы документооборота, а с другой стороны, общаемся с компаниями ЭДО,для реализации роуминга между операторами данных систем
В какой мере интегрируются управленческий документооборот и совместная работа с технической документацией в вашей компании?
Если брать финансовую сторону проектов, то все имеется в ERP-системе, если же брать чертежи исполнительной документации, то это уже электронный архив, который у нас сформирован отдельно – нет смысла подгружать его в ERP-систему, поскольку работы по нему ведутся только инженерами.
Что же касается идеи BIM-решений, то она мне нравится, в качестве концепции, но если рассматривать внедрение данной методологии — я бы хотел увидеть какие-то нормативные документы от ответственных правительственных органов, которые бы обозначили для девелоперов направление движения – только тогда мы сможем, уже отталкиваясь от их решений, начинать прорабатывать свою методологию использования BIM. В противном случае, мы можем оказаться в неприятной ситуации, когда разработанные нами решения окажутся несовместимыми с принятыми на государственном уровне стандартами и методологией.
Какие новые идеи, подходы и решения в области ИТ считаете наиболее приоритетными для современного девелопера и почему? Какие из них присутствуют в ваших планах на перспективу 2-3 лет?
Сложный вопрос. Например, тот же Интернет вещей (IoT) – это очень интересная идея. С точки зрения всего проекта, это вещь полезная, работающая, да она уже и сейчас активно применяется на практике. Скажем, в сфере гостиничного управления это позволяет четко мониторить жизнь объекта – собирать все необходимые данные и оптимизировать затраты на его эксплуатацию.
А вот с точки зрения конечного пользователя – допустим, покупателя квартиры – IoT оказывается проблематичной затеей. Поясню: мы рассматривали несколько проектов «умных домов», но обнаружили лишь долю процента людей, которые заинтересованы в использовании этих технологий. Выяснилось, что 100% цифровизация квартиры (когда можно включить свет, вентиляцию, кондиционер с телефона и пр.) не всех радует,более того почти никому не нужно. Кроме того, когда люди въезжают в новую квартиру, то в 90% случаев они делают свой ремонт. Мы рассчитывали затраты на реализацию идеи сделать из квартиры «умный дом», то к стоимости квартиры придется добавить 1-5 млн руб.(зависит от степени автоматизации)
Таким образом, идеи вроде «умного дома», – это не вопрос предложения девелоперских компаний (мы можем все это делать уже сегодня), – это вопрос спроса потребителя.
В гостиничном бизнесе многие решения из «умного дома» применяются, по факту в пятизвездочных гостиницах каждый номер – это мини умный дом, а вот частный сектор России пока к этому не пришел еще.
Если брать облачные технологии, то я отношусь к этой идее положительно и сегодня не знаю ни одной компании, которая не использует хотя бы частные облака – они заметно удешевляют владение, упрощают администрирование всей инфраструктуры. Есть те, кто считает возможным переводить всю ИТ-инфраструктуру в облака (как публичные, так и гибридные), но такой подход увеличивает риски информационные и уменьшает управляемость ИТ систем, что для нас он неприемлемо.