В Москве в ЦВК «Экспоцентр» состоялась десятая международная выставка аудиовизуальных и информационно-коммуникационных технологий – Integrated Systems Russia 2016. Одновременно в соседнем павильоне выставочного комплекса работала выставка Hi—Tech Building, посвященная профессиональному аудиовидеооборудованию и современным технологиям автоматизации в коммерческой и жилой недвижимости. В этом году организаторы сделали акцент на технологиях для современного жилого комплекса и представили инсталляцию «умный квартал».
По данным организаторов, jбъединенную площадку выставок HI-TECH BUILDING, Integrated Systems Russia и «ПТА-Москва» посетило 14260 человек, среди которых представители ИТ-интеграторов, дистрибьютеров, дилеров, архитекторов и дизайнеров, производителей оборудования и программного обеспечения. В этом году в Integrated Systems Russia 2016 принимали участие более 200 международных и российских компаний. Среди широко известных брендов были представлены решения Absen, RGBlink, AV Stumpfl, Loewe AG, Yamaha и других компаний.
В специальной демонстрационной зоне были развернуты системы комфорта и мультимедиа для дома и различных жилых помещений, сценическое оборудование, функциональная модель «умного» города в миниатюре и «умного» городского квартала, новейшее программное обеспечение и 3D-решения.
Для специалистов особый интерес представляла деловая программа форума. Так, в рамках конференции «Digital Signage и мультимедиа технологии для музейных и выставочных пространств» руководители и сотрудники музеев и выставочных залов могли узнать о новинках в сфере аудиовизуальных решений, систем Digital Signage для современных объектов культуры, технологиях виртуальной и дополненной реальности, предназначенных для применения в экспозициях и выставочных залах. В общении с представителями ИТ-компаний можно было уточнить преимущества решений и оценить первый опыт использования мобильных технологий в музейном пространстве.
Перспективы применения технологий Digital out of Home и Digital Signage в розничных сетях обсуждались на конференции, посвященной одноименной тематике. Анализируя тенденции развития этого сегмента рынка в России, эксперты отмечали, что в нашей стране более перспективным является сегмент Digital indoor (рекламные поверхности в торговых центрах, транспорте, оздоровительных клубах), чем Digital out of home. И ситуация вряд ли изменится в обозримом будущем. В частности, суровые зимние условия не позволяют размещать рекламу Digital out of home в наиболее популярных точках – уличных павильонах на остановках общественного транспорта.
Доминирующие регионы в развитии данного сегмента рынка – Москва и Санкт-Петербург, где цифровые билборды устанавливаются вдоль автомагистралей. Большое количество медиаоператоров предлагают одиночные рекламные поверхности на фасадах зданий вдоль дорог. Независимое измерение аудитории таких рекламных носителей планируется провести в 2017 г. В следующем году Московский метрополитен намерен возобновить рекламу в подземке, а запуск цифрового контента намечен на 2019 г.
По мнению экспертов, одна из актуальных проблем в этом сегменте – нехватка независимых данных исследования аудитории. В настоящее время операторы Digital out of home часто устанавливают камеры для отслеживания и подтверждения рекламных показов. Яндекс, ЭСПАР-Аналитик и TNS Gallup совместно разработали систему измерения аудитории цифровых рекламных билбордов в столице и Подмосковье. На основе данных геолокационных сервисов Яндекс-Навигатор и Яндекс.Карты планируется отслеживать общий размер аудитории. Компания TNS предлагает программный модуль, который устанавливается на генератор контента и обеспечивает независимый контроль параметров показов рекламных роликов, в том числе для подтверждения факта показа.
Среди компаний, принимавших участие в выставку Hi-Tech Building в этом году, были и новички, например, резиденты Фонда «Сколково». По словам представителей Фонда, это был первый опыт участия «Сколково» в выставке «Hi-Tech Building 2016. Умный дом. Интеллектуальное здание. Умный город», которую считают крупнейшей в СНГ профессиональной площадкой рынка автоматизации зданий. Разработки резидентов «Сколково» вызвали большой интерес у посетителей. При подготовке к форуму в Фонде учитывали, что «умный дом» – широкая тема, вбирающая в себя самые разные решения. И для «Сколково» – это пример успешного межкластерного взаимодействия и демонстрации возможностей конвергенции различных технологий. С этих позиций в Фонде подошли и к оформлению выставочной экспозиции, которая объединяла стенд и конференц-зону.
Резиденты Фонда демонстрировали разработки в трех кластерах: энергоэффективность, ИТ и космос. Так, компания «ЛИИС Инженерные системы» представила системы «умного дома», «Научно-технический центр МЗТА» – системы автоматизации интеллектуальных зданий, «Инсолар» – клапан рекуперации тепла и гибридные теплонасосные системы теплохладоснабжения, «ЛайтТек» – светящийся провод на основе электролюминофора. Автономные необслуживаемые электронные приборы показала «Лаборатория КьюМодуль», системы беспроводного мониторинга и управления распределенными объектами – компания «Стриж телематика». Энергонезависимый газовый клапан на основе постоянных магнитов – разработка компании «Перспективные магнитные технологии и консультации». Сверхтеплую алюминиевую профильную систему остекления демонстрировала на выставке компания «Теплориум». Облачную платформу для управления автоматическими шлагбаумами и воротами представили сотрудники компании «Револьта Инжиниринг». Умные здания в умном городе – мировой технологический тренд, что подтверждается и ростом количества проектов, предлагаемых компаниями-разработчиками, получившими статус резидентов Сколково.
Нашлось немало желающих протестировать беспроводную систему автоматизации дома и получить консультацию специалистов компании Rubetek, которая представила на выставке интерактивный стенд. В экспозиции российского разработчика нашлось место большому набору различных устройств, в том числе датчикам движения, протечек, «умным» розеткам, IP-видеокамерам, реле для одноклавишных выключателей и т. д. Сотрудники Rubetek демонстрировали посетителям выставки, как управлять осветительными приборами, отоплением и кондиционером с мобильного приложения. Отличиями интерфейса мобильного приложения Rubetek являются интуитивно понятное управление, возможности создания сценариев.
В желании опробовать новые устройства и технологии не могут отказать себе посетители выставок, поскольку организаторы стараются создать для этого соответствующие условия. По традиции на выставках проводились обзорные экскурсии для гостей, участников деловой программы, специалистов компаний-застройщиков, системных интеграторов, представителей сетевой розницы, инсталляторов и т. д. В очередной раз Integrated Systems Russia и Hi-Tech Building подтвердили статус ключевых платформ для коммуникаций. Как показали мероприятия в рамках деловой программы, повышается интерес к «умным» устройствам и концепции «умный дом» в целом.
В дни работы выставок прошла церемония награждения победителей седьмой национальной премии Prointegration Awards. В этом году конкурировали между собой 18 компаний, которые представили 25 проектов. Профессиональное жюри, в состав которого вошли эксперты в области аудиовидео, ИТ-технологий, систем автоматизации, журналисты, отметило инновационность и коммерческий потенциал победивших решений.