Весной текущего года у сотовых операторов связи из российской «большой тройки» – МТС, «ВымпелКома» и «МегаФона» – истекает срок действия федеральных лицензий на возможность предоставления клиентам услуг связи третьего поколения (3G/UMTS) на территории России. Десять лет тому назад, когда операторам выдавались эти лицензии, предполагалось, что их продление будет представлять собой достаточно формальную процедуру, на которую мало кто, кроме узких специалистов, вообще обратит какое-либо внимание. Однако, как говорится, «беда пришла, откуда не ждали».
Дело в том, что десять лет назад территория России была несколько иной, а именно: в составе Российской Федерации не было Крыма. Как выяснилось, этот вопрос оказался немного сложнее, чем можно было предполагать при первом рассмотрении. «Большая тройка» получила федеральные лицензии на связь 3G на конкурсе в мае 2007 г. По условиям лицензий компании должны оказывать услуги на территории всей страны. На Крым, который был присоединен к России в начале 2014 г., эти требования, конечно же, не распространялись.
Вы спросите, а что же было до сих пор? Крым ведь не вчера появился на карте России. Однако до 1 января 2017 г. действовало специальное положение «Об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере услуг связи на территориях Крыма и Севастополя», утвержденное правительственным постановлением за №1326. Согласно этому документу все лицензии, разрешения на использование радиочастот и нумерации, выданные на всю страну, не действовали на полуострове. Это был вполне разумный подход к проблеме, поскольку, если федеральная лицензия была получена до присоединения Крыма, то в лицензионных условиях территория полуострова не была и не могла быть обозначена, а значит, обладатель лицензии не обязан оказывать там услуги. Действительно, если мы обратимся к выданным МТС, «ВымпелКому» и «МегаФону» в 2007 г. лицензиям, то обнаружим, что там указан срок, не позднее которого оператор должен начать оказание услуг в каждом из 86 регионов России (столько было на момент выдачи документа), и Крыма среди них не значится.
Но теперь, при продлении лицензий, вопрос встал ребром. Как известно, в декабре 2013 г. Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ – отвечает за распределение эфирного ресурса в стране) приняла решение, в соответствии с которым все операторы при получении новых, внесении изменений или продлении ранее выданных разрешений на использование частот для технологий 2G, 3G и 4G должны получать обременения по охвату небольших населенных пунктов. Конкретнее, тут речь идет о диапазоне частот от 1 до 2,2 ГГц, на который и были в 2007 г. выданы лицензии операторам «большой тройки». Из принятого ГКРЧ решения следовало, что связью должны быть охвачены все населенные пункты лицензионной территории, т. е. всей страны, в том числе и села в Крыму, с численностью жителей более 2 тыс. человек.
До присоединения Крыма к России на его территории работали два оператора: украинская «дочка» МТС и «Киевстар» (последний, кстати, вместе с «ВымпелКомом» принадлежит VimpelCom Ltd.). Оба оператора вынуждены были уйти с местного рынка, чтобы не нарушать законодательства Украины. После этого сети сотовой связи стандарта 3G в Крыму запустили местные игроки, причем данные о распределении радиочастот на полуострове засекречены.
Имена появившихся в Крыму сотовых операторов связи мало что говорят российскому обывателю. В настоящее время там «окучивают» территорию ООО «К-Телеком» (данный оператор оказывает услуги под брендом Win Mobile), ООО «КТК Телеком» (под брендом «Волна Мобайл»), а также некие местные компании: «Крымтелеком», «СевТелекомСвязь» (под брендом «СевМобайл») и «Интернациональные телекоммуникации».
Не секрет, что сегодня на полуострове Крым можно без каких-либо затруднений купить SIM-карты федеральных российских операторов сотовой связи – МТС, «ВымпелКома» и «МегаФона». По вполне понятным причинам сами операторы резко отрицают какую-то причастность к происходящему на полуострове и утверждают, что эти продажи SIM-карт происходят без их ведома. Здесь самое время задать сакраментальный вопрос: откуда же местные торговцы достают вполне себе действующие SIM-карты федеральных российских операторов? Может быть, они их покупают в ближайшем универмаге?
Как бы то ни было, но проблема пока не получила своего решения, так что законопослушным абонентам, приезжающим в Крым из других российских регионов, приходится либо приобретать SIM-карты местных операторов сотовой связи, либо пользоваться услугами в роуминге, что влетает им в копеечку.
Как стало известно, 2 февраля 2017 г. в «Роскомнадзоре» прошло совещание с участием представителей трех крупнейших российских сотовых операторов – МТС, «ВымпелКома» и «МегаФона». На нем обсуждался вопрос продления лицензий на оказание услуг связи в стандарте 3G/UMTS.
Дилемма перед операторами и законодателями стояла непростая. В самом деле, если наши операторы не придут в Крым, то им придется отказаться от федеральных лицензий 3G, что, согласитесь, выглядит несколько неправдоподобно. Получается, что наша «большая тройка» вернется в прошлый век, когда по мобильному телефону можно было только звонить и передавать SMS-сообщения. Слабо верится, что россияне вот так просто смогут отказаться от мобильного Интернета, тем более что речь идет не только об абонентах, но и об огромном бизнесе, который сегодня завязан на мобильные устройства, не говоря уже о промышленном применении сетей 3G/UMTS. Проще говоря, отказ наших федеральных операторов от оказания услуг связи в стандарте 3G/UMTS обернется «апокалипсисом» (по итогам 2016 г. в России насчитывалось 113 млн пользователей мобильного Интернета).
Если же операторы придут в Крым, то перед ними возникнут проблемы, связанные с западными санкциями. В самом деле, не секрет, что в коммуникационной отрасли у нас самое безнадежное положение в плане импортозамещения. Если называть вещи своими именами, то заменить импортную технику сотовым операторам просто нечем. И за пару лет эту проблему не решить, даже если устраивать «пятилетку в три года» и пр.
Тогда остается единственный вариант – идти на поклон к китайцам. Разумеется, они с удовольствием поставят России все необходимое оборудование, но тогда мы, во-первых, окажемся под колпаком у китайских спецслужб, во-вторых, попадем в абсолютную зависимость от Китая в области связи. Вряд ли такая перспектива сильно обрадует Правительство России.
К тому же, в связи с санкциями у нас возникают проблемы не только с оборудованием и программным обеспечением. Гораздо большей проблемой тут может оказаться вопрос с акционерным капиталом. МТС и «ВымпелКом» торгуются на американских биржах NYSE и NASDAQ, а «МегаФон» – на Лондонской фондовой бирже. Доля зарубежного капитала (компаний и фондов) в наших операторах, скажем мягко, серьезная.
Как следствие у российских операторов связи может возникнуть необходимость и в быстрой реструктуризации состава акционеров компаний – это не такая простая задача, как может показаться обывателю, не знакомому с финансовыми процессами.
Ирония истории заключается в том, что для всех других российских сотовых операторов, не входящих в «большую тройку» и оказывающих услуги 3G, эта проблема неактуальна. Сегодня они работают на основании решения ГКРЧ, разрешившего для организации сетей 3G/UMTS использовать лицензии и частоты, выделенные для связи стандарта 2G. Эти лицензии, в свою очередь, выделялись на отдельные регионы, а не на всю страну, поэтому Крым там вообще не фигурирует.
Кто бы мог подумать, что операторам окажется выгодно не быть в «большой тройке»!
Но вернемся к итогам совещания 2 февраля в «Роскомнадзоре». Ведомство нашло способ продлить федеральные лицензии на оказание услуг связи в стандарте 3G/UMTS таким образом, чтобы МТС, «ВымпелКому» и «МегаФону» не пришлось обеспечивать покрытие в Крыму. «Роскомнадзор» просто внесет изменения в приложение к лицензиям и обновит список регионов с учетом их укрупнения и появления новых регионов в составе России, причем Крым и Севастополь в этом списке упоминаться не будут.
По-видимому, это единственно рациональное решение вопроса, которое устраивает и операторов, и чиновников, и, самое главное, население России.