Прежде чем речь пойдет о «вещах», подключенных к Интернету, стоит заглянуть в недалекое прошлое. В 1990-е гг. количество устройств, подключенных к Сети, достигло 1 млрд, и это фиксированные подключения. Наступили 2000-е, и за счет мобильных технологий добавилось еще 2 млрд подключений. По оптимистичным прогнозам экспертов, к 2020 г. количество подключенных устройств может достичь 28–30 млрд. Рассмотрим, откуда возьмутся эти устройства и что служит предпосылкой для подобного развития ситуации.
Предпосылок несколько. Первая – стоимость конечных устройств падает, они становятся доступнее. Вторая предпосылка заключается в том, по мере развития технологий повышаются запросы пользователей. Главное – концепция Интернета вещей позволяет снижать расходы и увеличивать выручку. В настоящее время около 90% решений ориентировано на снижение расходов. С зарабатыванием денег ситуация несколько сложнее. Если в промышленности рубль сохраненный – это рубль заработанный, то в сегменте B2C – все иначе.
Направления Интернета вещей
Выделим следующие направления Интернета вещей: «Умные дома», «Умные города», «Умные автомобили», здравоохранение, промышленный IoT (включая сельское хозяйство). Именно с ними мы и работаем. Сейчас только в ИТ-кластере Сколково насчитывается 45 проектов в области Интернета вещей. Причем значимых IoT-проектов в России всего 60–65. Грани тонкие, но различия заключаются в сервисах и способах взаимодействия с человеком.
Наиболее понятным является направление «Умный дом», т. е. дом, оснащенный устройствами, которые делают жизнь человека более удобной и безопасной. Ключевыми компонентами такого дома станут Smart TV, 10–15 подключенных к Интернету устройств, не считая смартфонов, ноутбуков и планшетов. Умный дом будет потреблять примерно 5–7 GB в сутки в среднем, следовательно, ширина интернет-канала будет приближаться к 1 GB/s. Иначе невозможно обеспечить должное качество сервиса (QoS). Уверен, что через пять-десять лет такие дома станут нормой, и владельцы смогут приобретать и докупать желаемые устройства и самостоятельно их встраивать в сеть.
Очевидно, что такой дом будет не только потреблять трафик, но и генерировать его. А это новые данные, с которыми сервисным компаниям еще надо научиться работать. Тем не менее больший объем данных даст возможность точнее отслеживать поведенческую активность и предлагать новые сервисы и услуги.
Подводные камни
Среди причин, сдерживающих внедрение Интернета вещей, стоит отметить следующие:
- отсутствие актуальных для потребителя решений. Сегодня, например, люди смеются над тем, как чайник будет общаться с утюгом. Действительно, это не самый понятный кейс. Однако сервисам видеонаблюдения ничто не мешает быть востребованными;
- относительно высокая стоимость IoT-решений. Недешевая аппаратная составляющая всегда повышает порог входа;
- инертность мышления потребителей;
- масштабирование предполагает более высокие затраты по сравнению с программным обеспечением. Как уже отмечалось, «железо» – вещь вполне осязаемая, номинированная в долларах. И чем масштабнее проект, тем выше капитальные затраты.
Компоненты IoT
Независимо от направления компонентами Интернета вещей являются:
- конечные устройства-датчики-регуляторы, которые генерируют информацию;
- концентраторы-гейты, взаимодействующие с конечными устройствами;
- облака – хранилища (платформы), куда стекается вся информация и где выполняется ее первичный анализ;
- аналитика;
- сервис, предоставляемый конечным потребителям.
Перечисленные компоненты структурируются в зависимости от сервиса, предоставляемого конечным потребителям. Через мобильные устройства или другие терминалы потребители пользуются сервисами и не интересуются, как устроена система на нижнем уровне.
С точки зрения отслеживания пользовательской активности сейчас все вращается вокруг смартфонов, планшетов и компьютеров. Но количество IoT-устройств будет явно превышать число традиционных устройств, а значит, качество предложения можно будет повысить.
В промышленных проектах объем данных будет в тысячи раз больше по сравнению с умным домом. Даже сегодня актуальна задача анализа данных, но через десять лет она станет еще более актуальной. Проблема заключается в том, что объем данных кажется избыточным и ненужным. Как известно, согласно теории информации ценность информации, которую нельзя использовать, равняется нулю. Поэтому те заинтересованные организации, которые научатся работать с растущими объемами информации, получат конкурентное преимущество.
Российский потенциал IoT
Приведем несколько любопытных фактов, иллюстрирующих состояние дел в области Интернета вещей в России.
Сегодня в нашей стране насчитывается 30 млн домохозяйств с широкополосным доступом в Интернет. Это фундамент для построения 30 млн умных домов через пять-десять лет. Количество устройств, подключенных к Интернету в России, достигнет 400 млн – 2 млрд в 2022–2025 гг., что открывает огромные возможности перед нашими разработчиками программного и аппаратного обеспечения.
В настоящее время 70% российских инновационных проектов IoT посвящены умным счетчикам воды и газа, браслетам и т. д. – тем решениям, которые за рубежом уже давно внедрены и не являются инновациями. Причем стоимость умного счетчика составляет от 4000 руб., в то время как его «глупый» аналог стоит от 500 руб. Актуальность внедрения в массовый сегмент рынка очевидна. Такие проекты являются интеграционными, а не инновационными, быстро повторяемыми и поэтому нежизнеспособными.
В Сколково внимание уделяется проектам, имеющим научно-техническую новизну и потенциал коммерциализации за рубежом. Причем представлены все компоненты, связанные с Интернетом вещей, включая безопасность и робототехнику. Ведь роботы – это подвижные вещи, а безопасность является жизненной необходимостью. По прогнозам экспертов, 80% устройств будут уязвимы для проникновения извне. Такие «шпионские штучки» XXI в.
Сколково и стартапы активно участвуют в работе Комиссии (SG20) по стандартизации Интернета вещей в Международном союзе электросвязи (ITU-T). Стартапы имеют возможность общения с международными экспертами и получения самой актуальной информации, которую не найти в Интернете или отчетах и прогнозах исследовательских агентств. В работе Комиссии принимают участие всемирно известные корпорации из всех стран мира. Рассматриваются не только технологии, но и перспективные бизнес-модели. В начале года Сколково внесло на рассмотрение комиссии SG20 Вклад, посвященный стандартизации профайла устройств, окружающих человека в повседневной жизни. Условно говоря, придя в новое помещение (рабочее место, гостиница, дача), человек сможет одним движением руки сконфигурировать имеющиеся устройства под себя, воссоздав то, что есть у него дома. Речь идет о списке телеканалов, алгоритмах работы кондиционеров и т. д. Данный Вклад был единогласно поддержан представителями других стран и компаний, входящих в состав Комиссии по стандартизации. Соответственно, Сколково предстоит написать новый стандарт, на основе которого будут работать устройства и системы.
Заглядывая в будущее
Что касается прикладных кейсов, то здесь пределов фантазии нет. Можно предположить, что в будущем IoT-устройства смогут обновлять рутинные статусы пользователя в социальных сетях и не только. Появятся новые сервисы знакомств для серьезных отношений, которые будут оценивать совместимость половинок, в том числе по таким параметрам, как наличие определенных продуктов в холодильнике, своевременная оплата счетов и т. д. Например, если в холодильнике будет слишком много свежего пива и мало свежей рыбы, то мудрый сервис предложит девушке обратить внимание на другого претендента.
К технологиям и решениям Интернета вещей огромный интерес со стороны ритейла, банковского сектора, сельского хозяйства, промышленности, ЖКХ. Уверен, будущее за сервисами, которые основаны на фундаментальных технологиях, сервисами, которые нельзя создать за неделю.