Вадим Феоктистов, ММК: экономический эффект от перехода на новые бизнес-процессы оценивается в 1 млрд руб.

«Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК) последовательно реализует программу модернизации и расширения корпоративной информационной системы. Дальнейшая цифровизация планируется уже с использованием облачных и мобильных технологий. В продолжении интервью о бизнес-инновациях «Магнитки» Вадим Феоктистов, ИТ-директор ММК, делится, какие новые возможности дала модернизация ERP, когда на ММК будут работать роботы и в чем преимущества облачной системы планирования.

Расскажите об одном из наиболее значимых проектов — модернизации ERP-системы ММК и переходе на передовую версию?

Мы начали модернизацию в 2018 году, обновляем систему до новейшей версии Oracle E-Business Suite R12. Сейчас уже выполнена задача миграции существующих на ММК бизнес-процессов: они были улучшены, сама система была упрощена, уменьшилось количество ручных операций и кастомизаций, повысилась эффективность системы в целом. Кроме этого, система была расширена, выполнено ее тиражирование на предприятия группы ОАО «ММК-МЕТИЗ» и ООО «ОСК».

В настоящий момент мы продолжаем расширять систему Oracle на другие производственные бизнес-единицы, входящие в Группу ПАО «ММК». Создание единого информационного пространства позволило ускорить и качественно улучшить процесс принятия эффективных управленческих решений.

Уже сейчас Единая КИС является платформой для «Индустрии 4.0», на которой интегрируются все информационные потоки компании.

Кроме того, благодаря переходу на версию R12 мы приходим к новым функциональным возможностям, в частности — к использованию облачных технологий. На ММК уже внедряются, пилотируются или рассматриваются к внедрению облачные приложения по созданию системы закупок в режиме самообслуживания (Oracle Self Service Procurement Cloud), управлению инновациями (Innovation Management Cloud), управлению складами (Oracle Warehouse Management System) и транспортом (Oracle Transportation Management).

Что уже реализовано? Полностью автоматическое получение итоговой бухгалтерской, налоговой и международной отчетности из созданного единого хранилища бухгалтерских записей. В перспективе это позволит сократить сроки подготовки ежемесячной бухгалтерской отчетности. Наличие хранилища позволит перейти на налоговый мониторинг, что позволит сократить налоговый период и налоговые риски в части штрафов и пени.

У нас появился новый модуль «Автоплатеж», позволяющий организовать единый процесс оплаты для ММК и обществ группы в одном модуле и по единым правилам. Осуществляется автоматическое создание платежей в соответствии с условиями договора, электронное согласование карточки запроса на платеж.

Внедрены новые улучшенные процессы ТОиР, включающие полный объем НСИ для автоматизации системы планирования и мобильные технологии. Потенциальный экономический эффект от перехода на новые процессы с использованием функциональности Oracle внешней консалтинговой компанией оценен в 1 млрд рублей. Внедрение новой системы позволило подготовить базу для управления надежностью оборудования, что также должно привести к оптимизации расходов на ТОиР и повышению качества проведения ТОиР.

Модуль «Качество» позволяет провести регистрацию в КИС результатов входного контроля и в дальнейшем учитывать эту информацию при расчете рейтинга поставщика.

А мобильное приложение «Поставщик ММК» дает возможность получать информацию о торгах и оперативно реагировать на изменения в цене. Также с его помощью можно изучать сведения о договорах, поставках, счетах-фактурах.

Как в результате изменились закупки и как оцифрованы коммуникации с поставщиками?

Во-первых, в системе реализована автоматизация сквозного бизнес-процесса: от формирования потребности до выдачи. Организована взаимосвязь между блоками процессов обеспечения: формированием потребности, проведением процедуры выбора поставщика, заключением договорных отношений, поставкам от поставщика, хранением на складе и обеспечением структурных подразделений. Установка автоматизированных проверок в контрольных точках позволяет контролировать наличие бюджета, потребности, статусов маршрутов визирования, статусов договора и поставщиков. Все это позволило упростить механизм отслеживания жизненного цикла процесса снабжения и сократить его сроки.

Процедура выбора поставщика на 80% производится через собственную ЭТП. Это дает ММК расширение конкурентной среды, снижение цен, а также обеспечивает прозрачный и обоснованный выбор поставщиков.

Единая система в ММК включает управление производством, запасами, ремонтами, закупками, финансами, персоналом, проектами, заказами и продажами

Как я уже говорил, разработано мобильное приложение «Поставщик ММК», которое расширяет возможности ЭТП, позволяет поставщикам оперативно получать необходимую информацию и реагировать на изменения.

Наличие контрольных точек позволило ввести систему КПЭ снабженцев, что повышает качество работы службы снабжения в части исполнения заявок и, как следствие, своевременного обеспечения структурных подразделений.

Все процессы согласования документов проходят в КИС (заявки, результаты торгов, технические характеристики позиций поставщиков, спецификации).

Кроме того, реализована интеграция с ЭДО для организации электронного документооборота с поставщиком. Это позволило уменьшить количество ошибок и сократить сроки подписания договорных документов и последующих корректировок в связи с исключением «человеческого» фактора при регистрации поступлений. Сократилось время на оформление в КИС операций получения. Появилась прозрачность закупки, мы ушли от бумажного документооборота.

Информация по запасам позволяет оперативно управлять логистическими процессами по обеспечению структурных подразделений.

Во-вторых, разработан личный кабинет поставщика. Поставщики размещают свои уставные документы самостоятельно, без использования электронной почты, что позволяет ускорить и упростить процесс последующего согласования внутри ММК.

В личном кабинете размещена анкета поставщика, это позволяет получить обратную связь от поставщиков и запланировать потенциальные мероприятия по улучшению качества работы ЭТП. Реализован расчет рейтинга поставщиков — оценка, строящаяся на различных критериях договорных отношений (поставка в срок, качество, претензии), позволяющая сформировать итоговый балл и использовать его в процессе выбора поставщика, в результате это дает возможность повысить качество выбранного поставщика.

Каковы дальнейшие планы по цифровизации? Планируете переходить в облако? Если да, то для решения каких задач?

Да, дальнейшая цифровизация планируется уже с использованием облачных и мобильных технологий. В частности, начат проект по созданию системы закупок в режиме самообслуживания структурных подразделений на платформе облачного программного продукта Oracle Self Service Procurement Cloud. Работник, используя интернет-магазины, будет выбирать необходимые товары из каталога поставщика и регистрировать в системе процедуру закупа. Таким образом достигается перераспределение функций снабжения, снижение административных расходов за счет доступности информации и сокращение времени обеспечения потребности, а также централизованное управление снабжением через каталоги.

Кроме того, нами инициирован проект по созданию единой системы регистрации, хранения и мониторинга идей, программ и инициатив ММК, а также повышения эффективности процесса планирования и распределения ресурсов на платформе облачных программных продуктов компании Oracle (Innovation Management Cloud и Project Management Cloud).

ММК входит в топ-5 самых прибыльных для инвесторов металлургических компаний

В проработке находится проект по созданию системы автоматизированного управления складом на базе Oracle Warehouse Management System. Внедрение этого решения повышает эффективность управления складом за счет планирования операций, оптимизации движения по складу, выполнения операций по указаниям системы, адресной системы хранения, проведение всех операций, включая инвентаризаций при помощи мобильных терминалов.

Рассматриваете ли внедрение искусственного интеллекта, робототехники, автономных устройств непосредственно на производстве? Готовы ли эти решения к «встрече с реальностью»?

Мы пристально следим за развитием этих направлений, совместно с технологическим персоналом проводим оценку возможности применения тех или иных компонентов для автоматизации бизнес-процессов. Но здесь нужно отметить, что металлургия — это сложная высокотехнологичная отрасль с множеством производственных процессов, нарушение которых может спровоцировать техногенные аварии. Поэтому при выборе цифрового решения мы придерживаемся стратегии разумности и осторожности. Цифровизация должна помогать, а не ставить перед людьми неразрешимых задач.

Могут ли ИИ-системы, программные роботы, чат-боты заменить «обычных» сотрудников ММК?

У нас есть положительная практика использования чат-ботов для автоматизации бизнес-процессов. Мы создали центр компетенции по программной роботизации (RPA), который успешно развивается. Сейчас на комбинате работают более 50 программных роботов, задействованных в основных функциональных направлениях. Это финансы, экономика, персонал, бухгалтерский учет, снабжение, логистика и другие. Разработанные программные роботы выполняют оформление заказов на трудовые книжки, анализ использования транспорта, ведут учет производительности труда, собирают и систематизируют данных из различных источников, сверяют различные документы, формируют отчеты и выписки, взаимодействуют с банками. Также мы работаем над расширением функционала RPA с использованием инновационных технологий искусственного интеллекта, машинного обучения и методов распознавания естественного языка.

Но мы не считаем, что автоматизация — ключевой фактор влияния на численность персонала в компании. Основной вектор этих процессов — повышение эффективности как за счет снижения издержек, так и за счет создания новой ценности и новых возможностей для сотрудников ММК.

Масштабная автоматизация и внедрение цифровых инноваций ведут к тому, что деятельность значительного числа сотрудников трансформируется, у них появляются новые функции и новые инструменты, которые требуют соответствующих навыков, постоянной вовлеченности, личностного развития. Именно в этом мы видим основные изменения, происходящие с нашим персоналом в данном контексте.

Какие технологии помогут ММК развивать бизнес в ближайшие годы?

Как уже отмечалось ранее, металлургия — высокотехнологическая отрасль. Поэтому развитие и использование цифровых решений более разноплановое как с точки зрения непосредственно применения цифровых технологий, так с позиции применимости этих технологий к различным бизнес-процессам предприятия.

В своей стратегии мы обозначили 19 цифровых технологий, которые будут использоваться для достижения стратегических целей ММК. Это использование систем моделирования на базе нейронных технологий и искусственного интеллекта, систем компьютерного зрения и распознавания, VR/AR-решений, технологий позиционирования подвижных объектов в пространстве, RPA.

Текст интервью Cnews. Оригинал

https://blogs.oracle.com/russia/mmk-cio-2

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку