В завтра с интеллектом

Пленарная дискуссия на тему «Связаны одной Сетью» состоялась в рамках Саммита развития – 2025, организованного РАЭК при поддержке Минцифры РФ. Представители регулятора и крупнейших технологических компаний обсуждали, как искусственный интеллект преобразует сферы деятельности и повседневную жизнь человека. Заглядывая в будущее, эксперты оценивали, способен ли ИИ заменить чиновников, что предстоит сделать нашей стране, чтобы примерить роль лидера в технологической гонке.

От каталога к цифровой платформе

О нацеленности государства на цифровое развитие свидетельствует, в частности, динамика развития портала госуслуг. На этом ресурсе трудится интерактивный помощник Макс. В этом году робота оснастили полноценным ИИ – внедрили две конкурентные большие языковые модели. И Макс научился лучше понимать суть обращений и отвечать так, что все большее количество запросов от пользователей переходит в режим полноценного диалога с ИИ-помощником.

Одна из задач в рамках развития этого проекта – снижать трудозатраты огромной армии госслужащих, занятых тем, чтобы «отрабатывать обращения граждан» в отведенный для этого срок. В ближайшее время с помощью ИИ можно будет давать предиктивные ответы (например, на вопрос, почему в районе пахнет сероводородом), формулировать их на доступном для восприятия языке, избегая канцелярских фраз типа «в рамках исполнения федерального закона…», оперативно доводить суть проблемы до конкретного чиновника или исполнителя, а также научиться редактировать черновой вариант ответа. Об этом рассказал заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Олег Качанов.

За последнее время портал госуслуг трансформировался из каталога через витрину услуг к полноценной платформе, которая позволяет проактивно предоставлять сервисы по принципу жизненных ситуаций. Вокруг этого и планируется развивать цифровое взаимодействие граждан с государством, наращивать темпы предоставления госуслуг. В рамках модели «робот-чиновник» большая часть сервисов может оказываться в режиме онлайн. В таком виде система госуслуг напоминает собой большую государственную CRM: фиксируются точки контактов, понятно, что происходит в жизни конкретного гражданина, необходимая ему услуга предлагается проактивно.

Технологическое превосходство

На вопросы безопасности при разработке инструментов ИИ обратил внимание генеральный директор Центра инноваций МТС Евгений Черешнев. Неслучайно государство или корпорация стремится к тому, чтобы данные были только у них – важно понимать, как, кем и зачем обрабатывается информация. Одни базы данных могут быть общими, другие – частными и использоваться контекстно. По словам эксперта, взломанный DeepSeeK – сигнал человечеству, которое вынуждено заниматься кибербезопасностью. Оказавшиеся в открытом доступе базы данных приводят к фишинговым атакам и утечке интеллектуальной собственности.

О направлениях использования ИИ в Центре управления полетами рассказал генеральный директор ФГУП «Космическая связь» Алексей Волин. Каждый из спутников в течение часа передает более 2 тыс. параметров – по восемь в секунду. Без ИИ обработать такое количество сведений невозможно. При этом решение на основе полученной информации принимает человек. Искусственный интеллект не всегда в состоянии понять, а что именно надо. В ходе разговора обсуждался вопрос о конкуренции среди тех, кто пользуется ИИ-инструментами, и тех, кто рассчитывает лишь на свои силы. По мнению эксперта, преимущество за человеком, который знает, что конкуренты использовали программные инструменты, при этом способен принять решение вопреки рекомендациям ИИ, поскольку в ряде случаев важно уметь выходить за рамки шаблона.

При внедрении инструментов ИИ в «Росатоме» корпорация рассчитывает на эффекты трех типов, о чем рассказал директор Центра разработки компании «Гринатом» Антон Заммоев. ИИ помогает повысить эффективность деятельности и процессов, производительность труда и минимизировать риски. Среди перспективных направлений применения технологии – прокладка маршрутов для атомных ледоколов, предиктивный анализ состояния оборудования на атомных электростанциях и машиностроительных заводах и т. д. Сотрудники бухгалтерии, использующие цифровых помощников, повышают эффективность труда, сводят к минимуму налоговые риски. Организация труда и техника безопасности работников контролируются с помощью компьютерного зрения на территории опасных производственных зон.

Цифровые помощники становятся приметой нашего времени. Сегодня они используются не только на государственном, корпоративном, но и на персональном уровне, в частности, помогают студентам и школьникам оперативно выполнять домашние задания. Такие ассистенты в десятки раз ускоряют любой процесс и кардинально меняют процессы. Впереди новый мир с коммуникацией между цифровыми помощниками, отметил старший управляющий директор ПАО «Сбербанк» Владимир Авербах.

ИИ – инструмент существенного повышения персональной эффективности. Молодые люди быстро осваивают эту технологию, а вот среди представителей старших поколений ИИ нужно популяризировать, запускать обучающие программы. Иначе в обществе может появиться цифровое неравенство нового типа.

Вместе в тем важнейшей миссией ИИ вице-президент по стратегическим инициативам компании «Ростелеком» Борис Глазков считает удешевление разработок, технологий создания, поскольку грядет революция в материаловедении, инженерном деле, вычислительной биологии. Не за горами появление летательных аппаратов, двигателей из новых материалов, лекарственных форм и т. п. Инструменты ИИ нужно использовать для импортозамещения, точнее – импортоопережения, решения сложных задач. В стране, которая находится под санкциями, едва ли не с нуля нужно создавать огромное количество технологий, желательно прорывных.

Диалог и кооперация

Что касается ближайшего будущего, то эксперты уверены, что каждый из нас станет владельцем персональных ассистентов (наручных, в смартфоне, реализованных в ином виде). Усиление этого тренда в планетарном масштабе потребует колоссальных вычислительных мощностей. Неслучайно набирает обороты тенденция строительства компактных энергоблоков рядом с дата-центрами. У России есть экспертиза и возможности развивать это направление, заслуживающее внимания на государственном уровне.

Для сохранения конкурентных позиций в данной сфере следует предпринимать нестандартные шаги («с нашей хитростью сделать не так, как у людей, и получится внезапно хорошо»). По словам экспертов, тренд на ИИ-фикацию очевиден, завтра мы все чаще будем разговаривать не с людьми, а с устройствами.

Для создания прорывных технологий необходимы диалог и кооперация в сфере инноваций. Разработка новых технологий в нынешних условиях обходится чрезвычайно дорого, талантливые специалисты – штучный товар. Поэтому нужно объединяться, чтобы не копировать технологии друг друга, «сжигая» деньги в промышленных масштабах на создание аналогов.

С приходом эры ИИ дает о себе знать боязнь потерять рабочие места. Эксперты называют эти опасения напрасными. Когда появилось электричество, труженики свечных заводиков очень боялись, что останутся без работы. Но сегодня количество людей, производящих лампочки, значительно больше числа людей, которые были заняты на производстве свечей. Этот естественный процесс показывает, что в результате количество рабочих мест будет больше, чем число вакансий, закрытых в архаичных структурах.

Следите за нашими новостями в Телеграм-канале Connect


Поделиться:



Следите за нашими новостями в
Телеграм-канале Connect

Спецпроект

Цифровой девелопмент

Подробнее
Спецпроект

Машиностроительные предприятия инвестируют в ПО

Подробнее


Подпишитесь
на нашу рассылку