Интервью с коммерческим директором Международной организации космической связи «ИНТЕРСПУТНИК»
– На минувшей выставке-конференции CSTB 2015 отмечалось, что сейчас хорошие технологические условия для развития сегмента спутниковой связи, прежде всего потому, что исчез дефицит спутникового ресурса. Действительно ли спутниковый ресурс перестал быть дефицитным? Какова реальная ситуация на рынке?
– Да, дефицит ощущается не так сильно, как прежде. С одной стороны, были успешно введены в эксплуатацию спутники «Экспресс-АМ5», «Ямал-401», переведен в точку 103º в. д. аппарат «Экспресс-АМ3». С другой стороны, уменьшился спрос на ресурс по причине падения курса рубля.
Многие арендаторы ресурса стараются переходить с западных спутников, емкость которых продается за доллары или евро, на отечественные. Зарубежные операторы, которые давно работают на российском рынке (Intelsat, SES, Eutelsat), стремятся удержать существующих клиентов и снижают цены. Тем не менее российские КА остаются более привлекательными, в частности потому, что договор аренды можно прервать практически в любой момент, а это актуально в условиях, когда конечные заказчики сокращают затраты на связь. Контракты с зарубежными операторами, как правило, имеют четко фиксированную дату окончания. Раньше они заключались минимум на год, сейчас многие операторы ввели краткосрочные контракты, например на три месяца. По истечении этого срока цены пересматриваются с учетом курса рубля.
Ресурс российских КА распродан практически полностью. Но шансы получить нужный объем все-таки довольно велики, особенно если заказчик может заранее предупредить оператора о том, какой ресурс и в каком количестве ему понадобится. Дело в том, что некоторые заказчики отказываются от ранее запланированных проектов и сокращают объем арендуемого ресурса.
– Может ли «ИНТЕРСПУТНИК» поспособствовать снижению финансового бремени для российских заказчиков?
– Поскольку «ИНТЕРСПУТНИК» – давний партнер всех мировых операторов, он пользуется особыми условиями. И эти условия организация переносит на своих клиентов, стараясь сделать договор максимально выгодным для них. В каких-то случаях мы можем, например, не брать гарантийный депозит, предоставить отсрочку платежа и т. д. Подобные ситуации уже были – и в 1998 г., и в 2008 г. Тогда, как и сейчас, все пытались сообща искать решение и идти навстречу друг другу. В сложной экономической ситуации важно проявлять гибкость в отношениях с клиентами. Любой кризис рано или поздно заканчивается, и важно сохранить существующих клиентов, пусть даже в ущерб сиюминутной выгоде.
– Каким ресурсом пополнился арсенал «ИНТЕРСПУТНИКА» за последние год-полтора?
– Если говорить о российском рынке, то год назад начал работать спутник ABS-2 (75º в. д.), где у нас законтрактованы 12 дополнительных транспондеров Ku-диапазона. Значительный ресурс арендован на спутниках «Экспресс-АМ5» и «-АМ3», а также на новом аппарате «Газпром космические системы» «Ямал-401». На всех перечисленных КА мы имеем по нескольку сотен МГц. Прорабатываем также договор по спутнику «Ямал-300К», который будет переводиться в точку 183º в. д. для работы на Дальний Восток.
– Предполагаете ли вы работать с Ka-диапазоном?
– В настоящее время с диапазоном Ka «ИНТЕРСПУТНИК» не работает. Сохраняется по-прежнему высокий спрос на традиционные С и Ku, тем более что сейчас пошли в дело плановые частоты в этих диапазонах.
Тем не менее мы присматриваемся к Ka-диапазону, и если увидим интересную для нас перспективу, то начнем работать и в этом сегменте.
– У МОКС «ИНТЕРСПУТНИК» были планы обзавестись собственным орбитальным ресурсом (по модели hosted payload). Во что вылились эти планы?
– У нас есть ряд партнеров, с которыми мы сотрудничаем в области предоставления орбитально-частотного ресурса. Они собираются запускать собственные аппараты, часть емкости на них будет принадлежать «ИНТЕРСПУТНИКУ». Сейчас эти аппараты находятся в стадии проектирования или производства. В основном они предназначаются для работы за пределами России.